У статті розглянуто технологію посередництва (медіації) у соціально-педагогічній роботі щодо вирішення конфліктних ситуацій у закладах загальної середньої освіти. Зазначено, що, вирішуючи конфлікт шляхом посередництва (медіації), сторони мають налаштуватися на співпрацю. Це є головним завданням медіатора – спеціально навченого посередника у вирішенні конфлікту, який однаково підтримує обидві сторони та допомагає їм знайти взаємоприйнятне рішення.
Підкреслено, що в освітньому середовищі закладів загальної середньої освіти мають бути створені безпечні умови для навчання, умови щодо запобігання та вирішення конфліктів в учнівському середовищі. Зокрема, посередник не має права вирішувати конфлікт за учасників, він допомагає кожному учаснику висловити своє бачення ситуації; стежить за тим, щоб усі сторони почули версію протилежної сторони; визначає, узагальнює та перераховує питання, за якими потрібно вести переговори; визначає спільні позиції та інтереси конфліктуючих сторін. Окреслено теоретичні засади технології посередництва як технології розв’язання конфліктів серед учнів. Звертається увага, що особливим віком щодо конфліктності є підлітковий. Окреслено загальні засади й стратегії управління конфліктами та вирішенням конфліктних ситуацій. Зазначено роль посередництва в ефективному вирішенні конфліктів. Обґрунтовано основні етапи та принципи посередництва. Звертається увага, що посередництво як технологія соціально-педагогічної роботи орієнтована на професійне втручання в конфліктні ситуації та створює можливості для конфліктуючих сторін самостійно приймати оптимальні рішення. Як перспективний напрям впровадження технології посередництва (медіації) визначається створення в закладах загальної середньої освіти служб медіаці (порозуміння).
В статье рассмотрены технологии посредничества (медиации) в социально-педагогической работе по решению конфликтных ситуаций в учреждениях общего среднего образования. Отмечено, что, разрешая конфликт путем посредничества (медиации), стороны должны настроиться на сотрудничество. Это главная задача медиатора – специально обученного посредника в разрешении конфликта, который все равно поддерживает обе стороны и помогает им найти взаимоприемлемое решение. Подчеркнуто, что в образовательной среде учреждений общего среднего образования должны быть созданы безопасные условия для обучения, условия по предотвращению и разрешению конфликтов в ученической среде. В частности, посредник не имеет права разрешать конфликт за участников, он помогает каждому участнику выразить свое видение ситуации; следит за тем, чтобы все стороны услышали версию противоположной стороны; определяет, обобщает и перечисляет вопросы, по которым следует вести переговоры; определяет общие позиции и интересы конфликтующих сторон. Определены теоретические основы технологии посредничества как технологии разрешения конфликтов среди учеников. Обращается внимание, что особым возрастом по конфликтости является подростковый возраст. Определены общие принципы и стратегии управления конфликтами и разрешением конфликтных ситуаций. Указано роль посредничества в эффективном решении конфликтов. Обоснованы основные этапы и принципы посредничества. Обращается внимание, что посредничество как технология социальной работы ориентирована на профессиональное вмешательство в конфликтные ситуации и создает возможности для конфликтующих сторон самостоятельно принимать оптимальные решения. В качестве перспективного направления внедрения технологии посредничества (медиации) определяется создание в учреждениях общего среднего образования служб медиации.
The article discusses the technologies of mediation (mediation) in socio-pedagogical work to resolve conflict situations in institutions of general secondary education. It is noted that in resolving the conflict through mediation, the parties should be willing to cooperate. This is the main task of the mediator – a specially trained mediator in resolving the conflict, who equally supports both parties and helps them find a mutually acceptable solution.
It was emphasized that in the educational environment of institutions of general secondary education, safe conditions for learning, conditions for the prevention and resolution of conflicts in the student’s environment should be created. In particular, the mediator does not have the right to resolve the conflict for the participants, he helps each participant to express his vision of the situation; ensures that all parties hear the version of the opposite party; identifies, summarizes and lists issues to be negotiated; determines the common positions and interests of the conflicting parties. The theoretical foundations of mediation technology as a technology for resolving conflicts among students are determined. Attention is drawn to the fact that adolescence is a special age for conflict. The general principles and strategies of conflict management and conflict resolution are defined. The role of mediation in the effective resolution of conflicts is indicated. The main stages and principles of mediation are substantiated. Attention is drawn to the fact that mediation as a technology of social work is focused on professional intervention in conflict situations and creates opportunities for conflicting parties to independently make optimal decisions. The creation of mediation services in institutions of general secondary education is determined as a promising direction for the introduction of mediation (mediation) technology.