Дисертаційне дослідження присвячено вивченню феномена копінгповедінки, її змісту, структури, основних підходів до класифікацій, закономірностей, динаміки, типології та розробці психологічної моделі її функціонування у фахівців податкової служби.
У результаті емпіричного дослідження встановлені закономірності функціонування копінг-ресурсів: афіліації, інтернальності у сфері невдач, виробничих відносин та загальної інтернальності майбутніх податківців продовж навчання у ВНЗ та діючих фахівців на етапах професійної діяльності. Вони мають тенденцію до зростання в обох груп досліджуваних. Виявлена позитивна динаміка змін копінг-стратегій «розв’язання проблем» та «пошук соціальної підтримки», охарактеризовані три типи копінгповедінки: конструктивний, обмежено конструктивний та неконструктивний.
Емпіричне вивчення особливостей копінгу майбутніх та діючих податківців
виявило недостатній його розвиток на етапі навчання у ВНЗ. Обгрунтовано, розроблено та апробовано психологічний супровід конструктивної копінг-поведінки, спрямований на розвиток когнітивних (мислення, пам’яті та уваги) та особистісно-середовищних (афіліації, комунікабельності, впевненості у собі, емоційної стійкості, інтернального локус контролю, позитивної Я-концепції) копінг-ресурсів, а також копінгстратегій «розв’язання проблем» та «пошук соціальної підтримки»
As a result of empirical research of the features of the tax service coping specialists and the peculiarities of the functioning of the coping-resources affiliation, locus-control in the sphere of failures, industrial relations and general locus-control that tend to increase during the training and professional socialization, observed an increase in the frequency of choice active copingstrategies such as «solving problems» and «search of social support»; characterized by three types of their coping-behaviour construction: constructive, restrictedconstructive, non- constructive. The study revealed regularities of the development of coping conduct of future specialists of the tax service. It is defined that in conditions of the educational process as a result of solution of the critical situations it had improved personal resources and strategic lines of coping-behaviour of the future tax
authorities. Regularities of the development of coping existing specialist tax service consist of their ability to develop and consolidate personal resources and effective coping-strategies that improve their ability to implement copingbehaviour construction in specific situations professional activities in the conditions of practical activities.
Диссертационное исследование посвящено изучению феномена копинг-поведения, его содержания, структуры, основных подходов к классификациям, закономерностей, динамики, типологии и разработке психологической модели его функционирования у специалистов налоговой службы Украины. Теоретический анализ и экспериментальные данные изучения проблемы копинг-поведения позволили раскрыть ее концептуальные основы. Копинг - это вид социального поведения личности, которое поддерживает или разрушает здоровье и социальное благополучие личности; сложный многоплановый и многоуровневый процесс, который реализуется с помощью разных стратегий. Их выбор определяется значимостью ситуации для субъекта, которая им переживается и отвечает преимущественно одной из задач – решению проблемы или ее эмоциональному переживанию, коррекции самооценки или регулированию взаимоотношений с другими людьми. Результатом усилий психологического совладания есть устранение
кризисной ситуации, ее изменение или адаптация к ее условиям, а главная задача копинга – обеспечение и поддержание физического и психического здоровья человека и удовлетворенность его социальными отношениями. Созданная психологическая модель копинг-поведения позволила обосновать ее структурные компоненты и механизмы функционирования, выявить особенности проявления копинг-ресурсов и базисных копинг-стратегий у будущих и действующих специалистов налоговой службы Украины. Исследованием выявлены закономерности развития совладающего поведения будущих специалистов налоговой службы. Они определяются тем, что в условиях учебно-воспитательного процесса в результате решения критических ситуаций выделяются личностные ресурсы и стратегические линии действий, которые кристализируют профессиональные способности будущих налоговиков к структурированию копинг-поведения в дальнейшей профессиональной деятельности. Закономерности развития копинга действующего специалиста налоговой службы состоят в его умении в условиях практической деятельности в процессе непосредственного
разрешения кризисних ситуаций развивать и закреплять личностные ресурсы
и действенные стратегии, которые совершенствуют их умения реализации
копинг-поведения в конкретних ситуациях профессиональной деятельности.
В ракурсе когнитивно-бихевиоральной копинг-теории постулируется положение о том, что основой развития копинг-поведения будущего профессионала налоговой службы есть актуализация когнитивных (память, мышление, внимание) и личностных (аффилиация, коммуникабельность, уверенность в себе, эмоциональная стойкость, интернальный локус контроля, позитивная Я-концепция) копинг-ресурсов, а также стимуляция выбора активних копинг-стратегий «решение проблем» и «поиск социальной поддержки». Разработана и апробирована программа психологического сопровождения конструктивного копинг-поведения направленна на развитие личности будущих профессионалов налоговой службы в направлении расширения их возможностей в реализации конструктивных типов копинга, доказана ее эфективность.