Дослідження присвячене проблемі підвищення ефективності математичної підготовки студентів-аграріїв в умовах диференційованого навчання й особистісно орієнтованого підходу в процесі організації навчальновиховного процесу у вищих закладах освіти аграрного профілю. У дисертації запропоновано методичну систему диференційованого навчання студентів аграрних закладів освіти ІІІ–IV рівнів акредитації. Окремо виділено теоретичну й практичну складові математичної підготовки аграріїв в аудиторії й позааудиторно. Їх реалізація передбачає організацію динамічної диференціації на основі критеріїв, що відповідають кожному цільовому
завданню окремих етапів навчально-пізнавальної діяльності фахівців із
агрономії, що вибудовується із урахуванням міжпредметних зв’язків і прикладного змісту дисципліни „Вища математика (за фаховим спрямуванням)”.
Dissertational study is dedicated to the problem of increasing efficiency of the
mathematical background for students of agrarian profile in terms of differential
teaching and personal oriented approach in the process of organization of educational
upbringing process in agrarian HEE. In this dissertation we offer a methodical system of differential teaching for students in agrarian HEE. In particular we highlight theoretical and practical compound of mathematical background in auditorium and outside it. The realization provide dynamic differentiation organization based on the criterion that meet every purpose-oriented task of separate stages in science and research activities for future specialists in agronomy which is build taking into account links among subj
Исследование посвящено проблеме повышения эффективности математической подготовки студентов-аграриев в условиях дифференцированного обучения и личностно ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении аграрного направления подготовки.
В работе предложена методическая система дифференцированного обучения студентов высших учебных заведений аграрного профиля. Высшая математика – это нормативная дисциплина, обязательная для изучения студентами агрономического факультета. Ее содержание в высшем аграрном учебном заведении определяется социальными требованиями к профессиональной подготовке будущих агрономов. Специфика математической составляющей формирования специалиста-агрария заключается в ее прикладном содержании и одновременно фундаментальной подготовке студентов, способных при помощи математического инструментария решать профессиональные задачи. Установлено, что основной целью изучения высшей математики аграриями является обеспечение формирования надлежащего
уровня математических знаний, учений, навыков, необходимых для полноценного участия в профессиональной деятельности, возможности осуществления непрерывного образования в течении жизни. В ходе исследования установлено, что достижение каждым студентом обязательного уровня математической подготовки практически возможно при условии четкого определения преподавателем целей и задач, выделения основного и углубленного уровней в содержании дисциплины, выбора организационных форм, методов и средств, которые выступают
составляющими методической системы дифференцированого обучения математике. Выбор компонентов методической системы осуществляется с учетом психолого-педагогических, физиологических и методических предпосылок дифференцированного формирования знаний, учений и навыков, в соответствии с обученностью студентов за школьный курс математики; обучаемостью, как совокупностью составляющих личностных характеристик; познавательных стилей и особенностей нервной системы; самостоятельностью; возраcтными, волевыми и мотивационными сферами будущих агрономов. Составляющими методической системы дифференцированного обучения математике в высшем аграрном учебном заведении выступают: теоретический и практический компоненты подготовки студентов в аудитори и вне аудиторно. Практическая реализация дифференциации учебно-познавательной деятельности студентов-аграриев осуществляется в процессе организации лекционных и практических (лабораторно-практических) занятий, самостоятельной работы. В ходе исследования выделены следующие типы
лекционных занятий: вступительная лекция; лекция формирования новых
знаний и способов деятельности; лекция обобщения и систематизации знаний.
Основные типы практических занятий по высшей математике: формирования
навыков и умений; применения знаний, умений и навыков; комбинированные
(контроля знаний, умений и навыков, формирования навыков и умений; обобщения и систематизации знаний, контроля и коррекции знаний, умений и навыков; применения знаний, умений и навыков, контроля и коррекции знаний, умений, навыков; применения знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации знаний). Аудиторная и внеаудиторная учебная деятельность студентов предусматривает проведение преподавателем поэтапного планирования результатов математической подготовки и составляющих процесса дифференцированного обучения на основе целевой иерархии, с учетом структуры лекционных и практических занятий, видов самостоятельной работы, применяемых методов и форм обучения, технических средств, методического обеспечения дисциплины. Установлено, что учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется с учетом динамической дифференциации, основой которой выступают доминирующие и вспомогательные критерии, отвечающие каждому целевому заданию соответствующих этапов деятельности специалистов по агрономии. Организация дифференцированного обучения осуществляется с учетом
межпредметных связей, прикладного содержания дисциплины „Высшая математика (за профессиональным направлением)”, использования профессиональной терминологии, экспериментальных данных по агрономии. В работе приведены результаты педагогического эксперимента, которые подтверждают эффективность предложенной методики дифференцированного обучения и свидетельствуют о том, что ее использование содействует формированию и развитию не только математической компетентности студентов-аграриев, но и повышению эффективности профессиональной подготовки, формированию индивидуальной образовательной траектории будущих специалистов.