Дисертація присвячена теоретико-експериментальному дослідженню
психологічних умов формування самоповаги у студентів закладів вищої освіти.
Визначено сутність поняття «самоповага в студентському віці»; виокремлено
структурні компоненти самоповаги в студентському віці: когнітивний,
емоційно-ціннісний, поведінковий, їх критерії та конструкти. Виявлені
психологічні умови формування самоповаги (усвідомлене уявлення про себе;
адекватна самооцінка; ставлення до себе, як до іншого; оцінка іншими власних
досягнень; взаємодія зі значущими іншими; позитивна мотивація стосовно себе;
реалізація власного потенціалу впевненості в собі; потреба в досягненні успіху)
у студентів закладів вищої освіти. Емпірично здійснено порівняльний аналіз
особливостей становлення структурних компонентів самоповаги, досліджено
рівні її розвитку (високий, середній, низький). Обґрунтовано модель і
розроблено й апробовано психологічну програму формування самоповаги у
студентів закладів вищої освіти. Доведено її ефективність і доцільність
впровадження в освітній процес закладів вищої освіти.
Диссертация посвящена теоретико-экспериментальному исследованию
психологических условий формирования самоуважения у студентов высших
учебных заведений. Осуществлен теоретический анализ проблемы
формирования самоуважения. Определено психологическое содержание и
сущность понятия «самоуважение в студенческих возрасте». Выделены
структурные компоненты и конструкты самоуважения в студенческом возрасте
– когнитивный (понимание сущности самоуважения, представление о себе,
сформированная самооценка, способность осуществлять конкретные действия,
способность к самопознанию в процессе взаимодействия), эмоционально-
ценностный (ценностное отношение к себе, положительные эмоции, чувства и
смыслообразующие мотивы, которые становятся основой общей жизненной
установки по отношению к себе) и поведенческий (конкретные действия по
отношению к себе, мотивация достижения успеха, уверенное поведение,
постановка и реализация целей). Обоснованы психологические условия
формирования самоуважения в студенческом возрасте (осознанное
представление о себе; адекватная самооценка; отношение к себе, как к другому; оценка другими своих достижений; позитивное взаимодействие со значимыми
другими; положительная мотивация по отношению к себе; реализация
собственного потенциала уверенности в себе; потребность в достижении
успеха).
В ходе эмпирического исследования определены психологические
особенности самоуважения студентов и обоснованы критерии (осознание себя
носителем социальных характеристик; субъективизация ценностного
отношения к себе, эмоций, чувств и смыслообразующими мотивов, как основы
общей жизненной установки по отношению к себе, способность к
независимости и свободе в принятии решений относительно себя и их
реализации) качественные и количественные показатели и уровни (низкий,
средний, высокий) проявления самоуважения в студенческом возрасте.
Представлена модель формирования самоуважения у студентов заведений
высшего образования, для реализации которой разработана и апробирована
психологическая программа. Доказана эффективность и необходимость
внедрения данной программы в образовательный процесс учреждений высшего
образования.
The thesis is devoted to the theoretical and experimental researching the
psychological conditions of self-esteem formation at students of higher educational
establishments. There have been defined the essence of the notion “self-esteem at
student age”; there have been highlighted the structural components of self-esteem at
student age – cognitive, emotional and value, behavioral, their criteria and constructs.
In the work there have been determined psychological conditions of self-esteem
(awareness of self-image; adequate self-esteem; attitude to oneself as to another;
estimation of own achievements by others; interaction with significant others;
presence of positive motivation as for yourself; realization of self-confidence
potential; need for success achievement) at students of establishments of higher
education.
There have been made the comparative analysis of peculiarities of becoming the
structural components of self-esteem and there have been defined the levels of its
development (high, middle, low). The author has substantiated the model, worked out
and tested the psychological program of self-esteem formation at students of higher
educational establishments. There have been proved the efficiency and expediency of introduction in the educational process of establishments of higher education.