У роботі подано трактування понять «духовна культура студентів», «виховання духовної культури студентів», «музично-естетична діяльність студентів». Визначено систему критеріїв, показників та рівнів вихованості духовної культури студентів університету у процесі музично-естетичної діяльності. Обґрунтовано сутність, структуру та загальні особливості музично-естетичної діяльності студентів університету, які визначають її виховний зміст. Окреслено педагогічні умови виховання духовної культури студентів університету: дотримання різноспрямованості в реалізації завдань виховання духовної культури; поєднання аксіологічного й особистісно-діяльнісного підходів, а також підсилення музично-теоретичного та музично-просвітницького аспектів у процесі організації заходів музично-естетичної діяльності; створення ситуацій духовно-культурної «причетності»; забезпечення духовно й культурно насиченого освітнього середовища в університеті. На практиці перевірено їх змістове наповнення.
В работе представлена трактовка понятий «культура», «духовная культура», «воспитание духовной культуры студентов». Понятие «духовная культура студентов» рассмотрено как составляющую их личностной и профессиональной культуры, что является результатом овладения социальным опытом, ценностями культуры своего народа; как профессионально значимую характеристику личности студента, которая интегрирует в себе систему знаний о духовных ценностях культуры (когнитивная составляющая), комплекс мировоззренческих представлений и убеждений, пережитых чувств (эмоционально-ценностная составляющая), духовных интересов и потребностей (акмеологическая составляющая), что является необходимой основой творческо-преобразовательной деятельности будущего профессионала (деятельностно-преобразовательная составляющая). Определена система критериев (осведомленность студентов в сфере духовной культуры; сформированность духовных потребностей студентов в сфере музыки и ценностного отношения к музыкально-эстетической деятельности; накопления студентами университета духовного опыта в процессе музыкально-эстетической деятельности; духовное развитие и рост студента в процессе музыкальноэстетической деятельности), показателей и уровней (высокий, средний, низкий) воспитанности духовной культуры студентов университета в процессе музыкальноэстетической деятельности. Разработана комплексная методика оценки воспитанности духовной культуры студентов университета в процессе музыкальноэстетической деятельности. Музыкально-эстетическая деятельность студентов рассматривается как целенаправленное взаимодействие с произведениями музыкального искусства (восприятие, переживание, интерпретация, создание) и субъектами такой деятельности (любителями, художниками, зрителями, организаторами) в условиях социокультурной среды университета, которая способствует активному включению студентов в систему общественных отношений, приобщению их к духовным ценностям, использованию духовного потенциала музыкального искусства в собственной деятельности. Обозначены общие особенности музыкально-эстетической деятельности студентов университета, которые определяют ее воспитательный смысл: а) ценностное отношение студентов к процессу музыкально-эстетической деятельности как к пути самопознания; б) реализация духовно-творческого потенциала студентов в процессе привлечения к музыкально-эстетической деятельности; в) активная позиция студентов в организации музыкальноэстетической деятельности; г) эмоциональный характер музыкально-эстетической деятельности студентов. Обосновано структуру музыкально-эстетической деятельности студентов университета: 1) мотивационно-целевой компонент (мотивы, цели и задачи музыкально-эстетической деятельности); 2) предметно-содержательный компонент (предмет духовный потенциал и культурное богатство, заложенные в музыкальном искусстве, а содержание единство восприятия произведений музыкального искусства, практической (исполнительской) деятельности, овладения языком искусства, музыкального творчества и музыкально-эстетического просвещения); 3) процессуальный компонент (формы, методы и средства воспитательного воздействия музыкально-эстетической деятельности); 4) оценочно-результативный компонент (результат музыкально-эстетической деятельности студентов). Выявлено состояние организации музыкально-эстетической деятельности по воспитанию духовной культуры студентов университета и обоснованы педагогические условия этого процесса (соблюдение разноуровневости в реализации задач воспитания духовной культуры в процессе музыкальноэстетической деятельности; сочетание аксиологического и личностнодеятельностного подходов в процессе организации мероприятий музыкальноэстетической деятельности; усиления музыкально-теоретического и музыкальнопросветительского аспектов музыкально-эстетической деятельности в процессе воспитания духовной культуры студентов; создание в процессе музыкальноэстетической деятельности ситуаций духовно-культурной «причастности»; обеспечение духовно и культурно насыщенной образовательной среды в университете). Осуществлено их содержательное наполнение и представлены результаты его апробации. Подобран, адаптирован к задачам исследования и апробирован комплекс традиционных (музыкальный клуб, музыкальная гостиная, музыкальные игры -игры-диалоги, игры-дискуссии, игры-тесты, игры-брейн-ринги) и инновационных (арт-панорама, музыкальный дневник, музыкальные открытки, музыкальный тренинг самораскрытия, танцевально-игровой тренинг, музыкально-творческие проекты) форм и методов музыкально-эстетической деятельности в контексте воспитания у студентов университета духовной культуры.
In the paper presents an interpretation of concepts: «students’ spiritual culture», «spiritual culture education for university students», «students’ musical-aesthetic activities». The criteria, markers and levels of spiritual culture education for university students in the process of music-aesthetic activity have been defined. The essence, structure and main peculiarities of music-aesthetic activity of university students, which defines its educational content, have been outlined. The pedagogical conditions of spiritual culture education for university students in the process of music-aesthetic activity have been defined: abidance by the heterogeneity principle in realization of spiritual culture education tasks in the process of music-aesthetic activity; combination of axiological and individually-oriented approaches in the process of music-aesthetic activity events organization; strengthening of music-theoretical and music-educational aspects of music-aesthetic activity in the process of students spiritual culture education; creation of spiritual-cultural “involvement” in the process of music-aesthetic activity; providing of spiritually and culturally rich educational environment at university. These practical materials in the context of spiritual culture education for university students tested.