У дисертаційному дослідженні визначено та теоретично обгрунтовано структурно-функціональну модель формування деонтологічної культури студентів у процесі соціально-виховної роботи вищого навчального закладу: мету; критерії, показники та рівні сформованості деонтологічної культури студентів; змістовно-технологічне забезпечення; педагогічні умови та результат формування деонтологічної культури студентів. Практичне значення одержаних результатів полягає в упровадженні: комплексу організаційних форм соціально-виховної роботи вищого навчального закладу по формуванню деонтологічної культури студентів; програми просвітницького тренінгу та навчально-методичного посібника “Деонтологічна культура”.
В диссертационном исследовании впервые определена и теоретически обоснована структурно-функциональная модель формирования деонтологической культуры студентов высших учебных заведений в процессе социальновоспитательной работы: цель, критерии (когнитивный, эмоциональноценностный, операционный), показатели и уровни (адаптационный, репродуктивный, конструктивный, креативный) формирования деонтологической культуры студентов; содержательно-технологическое обеспечение (содержательные компоненты, формы и методы социально-воспитательной работы высшего учебного заведения), педагогические условия (планирование и организация социально-воспитательной работы высшего учебного заведения с учетом базовых деонтологических категорий; внедрение разнообразных интерактивных форм социально-воспитательной работы со студентами; направленность коммуникативного взаимодействия субъектов социально-воспитательной работы на формирование деонтологической культуры студентов). В диссертации усовершенствовано содержание социально-воспитательной работы высшего учебного заведения по формированию деонтологической культуры студентов; уточнена трактовка понятий “профессиональная культура’’, “деонтологическая культура”, “деонтологическая культура студента”, “формирование деонтологической культуры студентов”, “социальновоспитательная работа высшего учебного заведения”. Формирование деонтологической культуры студентов определено как процесс постепенной выработки интеллектуальных, эмоциональноценностных и операционных качеств в структуре личности будущих специалистов. В работе охарактеризована сущность и специфика деонтологической культуры в отраслях профессиональной деятельности системы “человек — человек” (педагогической и медицинской). Определенно общие черты деонтологической культуры будущих врачей и педагогов: гуманистический характер деятельности, альтруизм, направленность действий, в интересах пациента или воспитанника; клиентоцентризм, индивидуальный подход к каждому пациенту или воспитаннику; стремление усовершенствования профессиональной культуры, повышения уровня профессионального мастерства. Экспериментальная работа предусматривала внедрение в практику социально-воспитательной работы высших учебных заведений таких форм и методов формирования деонтологической культуры студентов: просветительского тренинга “Формирование деонтологической культуры — путь к профессиональному идеалу”; трех блоков бесед и диспутов на деонтологическую тематику; тематических экскурсий, встреч со специалистами и т.д. Практическое значение диссертационного исследования заключается во внедрении: комплекса организационных форм социально-воспитательной работы высшего учебного заведения по формированию деонтологической культуры студентов высших учебных заведений; программы просветительского тренинга “Формирование деонтологической культуры — путь к профессиональному идеалу”, методических рекомендаций (тематика, ориентировочные перечни форм работы, тематические программы праздников, диагностические техники) для обеспечения оптимизации социально-воспитательной работы высших учебных заведений по формированию деонтологической культуры студентов.
In the dissertation research determined the theoretical structural-functional model of students’ deontological culture in the social and educational work of higher education establishment: goal, criteria, indicators and levels of students’ deontological culture, meaningfully and technological support; pedagogical conditions and results of formation the students’ deontological culture. The practical importance of results is introducing: the complex organizational forms of social and educational work of higher education establishment in forming deontological culture of students; program of educational training, teaching manual “Deontological Culture”.