Дисертація перше в українській педагогічній науці синтезоване системне дослідження процесу становлення і розвитку методики навчання української мови в середній школі в діахронії, здійснене на основі наукового аналізу і теоретичного обгрунування. Вперше подано розгорнутий ретроспективний аналіз процесу автентичної методичної думки, національної освіти в Україні XVI-XX ст. Збагачено педагогічну теорію науковими знаннями про еволюцію мети, змісту освіти, методів, форм і засобів навчання. Висвітлено основні проблеми, які розв’язували педагоги, методисти в певний період розвитку освіти. Розкрию погляди вчених, учителів-практиків на зміст, форми і методи навчання. Проаналізовано методичні посібники, підручники, статгі, що не були предметом досліджень науковців. Розроблено періодизацію розвитку методики навчання української мови. Показано, як змінювалися, удосконалювалися, розширювалися або, навпаки, звужувались такі компоненти навчання: мета, зміст, структура курсу української мови, форми і методи.
Диссертация первое в украинской педагогической науке синтезированное системное исследование процесса становления и развития методики украинского языка как науки в средней школе в диахронии, выполненное на основе научного анализа и теоретического обоснования. Впервые представлен развернутый ретроспективный анализ процесса автентичной методической мысли, национального образования в Украине XV1-XX столетия. Источником исследования послужили научные работы диссертации, монографии, пособия, статьи, учебники, учебные программы, материалы архивов и периодической прессы. Автором обработан и систематизирован теоретический материал по изучаемой проблеме в лингводидактическом, педагогическом и методическом аспектах с учетом эволюции взглядов того или иного ученого на методику обучения языку. Научный поиск и теоретико-методический анализ осуществлены на основе единства принципов историзма, научной объективности, системности. В диссертации показано, как изменялись, усовершенствовались, расширялись или, наоборот, сужались такие компоненты обучения: цель, содержание, структура курса украинского языка, формы и методы. Обогащена педагогическая теория научными знаниями об эволюции цели, содержания образования, методов, форм и средств обучения. Освещены основные проблемы, решаемые педагогами, методистами в определенные периоды развития методики украинского языка. Раскрыты взгляды ученых, учителей-практиков на содержание, формы и методы обучения украинскому языку. Проанализированы методические пособия, учебники, статьи, которые не были предметом исследования ученых. Разработана периодизация развития методики обучения украинскому языку; доказано, что проблемы теории и практики обучения в историческом аспекте должны рассматриваться в взаимосвязи с развитием педагогики, лингвистики, школы; научно обоснованы перспективы творческого использования созданного учеными и учителями теоретического и практического наследия в современной методике. Критериями периодизации развития и становлення методики украинского языка как науки определены; социально-политические условия и общественные события, которые были причиной реформирования школы, образования, влияли на состояние и статус украинского языка; уровень развития лингвистики, педагогической мысли и методики обучения украинскому языку; особенности методики украинского языка как науки и закономерности ее развития. Анализ научных работ по педагогике, методике украинского языка подтверждает, что на сегодняшний день не существует классификации методов обучения, которая отвечала бы всем дидактическим требованиям. Причина, очевидно, в сложности педагогического процесса, в постоянной его эволюции, что не дает возможности установить четкие особенности методов обучения. Вопросы форм и методов преподавания и усвоения знаний, формирование умений в педагогической литературе ученые трактовали не одинаково. Предлагались разные пути активизации учебной деятельности. Мнения теоретиков педагогики и учителей-практиков были общими относительно отрицания догматизма в преподавании, в ориентации на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. На протяжении развития истории человечества не один раз менялась цель обучения подрастающего поколения. Эго приводило к изменению содержания и методов. Большинство их следствие педагогической практики. Одни из них давнего происхождения и мало изменились, другие возникли недавно, для них свойственна высокая педагогическая техника; некоторые появились вследствие комбинации разных методов. Прошли испытания временем такие методы, как рассказ учителя, разные виды бесед, наблюдение над языком, проблемный метод, работа с книгой, самостоятельная работа. Проведенное исследование показало, что украинские ученые творчески подходили к решению вопросов образования и вносили много нового в разработку теории и практики обучения. При этом, решая проблемы методики обучения, не оставляли без внимания апробированные научные находки и идеи, обосновывали свои убеждения и создавали свою, украинскую науку. Методика как наука развивалась не обособленно от общечеловеческой культуры, а вобрала в себя все прогрессивные формы, методы и средства обучения. Безусловно, не все достижения традиционной методики имеют одинаковую научную ценность, среди них немало работ невысокого качества, авторы которых не всегда учитывали новое в науке, некоторые работы по содержанию противоречивы. Несмотря на это сакраментальная методика не может уйти в небытие, отдельные мысли, советы, педагогические идеи ученых, творчески обработанные, могут быть полезными для учебного процесса, способствовать обновлению и дальнейшему прогрессу современной школы. Педагогическое наследие в учебных заведениях должно занять достойное место, а все прогрессивное в нем стать ценным достижением. На основании анализа педагогических источников сделаны следующие выводы: основные проблемы в лингводидактике были решены в конце прошлого столетия, в частности, скорректировано содержание обучения, что нашло отображение в программах и учебниках; получили дальнейшее развитие формы обучения (уроки аспектные, интегрированные, развитие связной речи, разные виды практических и семинарских занятий, нетрадиционные формы и т.п.). Современным преподавателям, студентам, учителям-филологам, стремящимся глубже познать основные закономерности обучения и воспитания, близки и понятны, пусть не всегда, возможно, результативные в прошлом смелые идеи и проекты тех, кто настойчиво работал над повышением эффективности учебного процесса, стремясь сделать его легким и интересным, достойным благородной цели познания. Их размышления, идеи, убеждения, установки, использованные творчески, могут послужить дальнейшему прогрессу нашей науки и общеобразовательной школы. Используя всё рациональное из педагогического и методического наследия, творческий педагог и методист найдут в нем немало поучительного, интересного и полезного для расширения своей профессиональной эрудиции, что может понадобиться в повседневной работе: глубокие педагогические наблюдения, ценные дидактические и методические рекомендации.
The thesis is the first in the Ukrainian science synthesised and systematic investigation of the process of the formation and development of the teaching methods of the Ukrainian language. At secondary school diach ronically which is built on the basis of the scientifical and theoretical analysis. For the first time the retrospective analysis of the process of authentical methodological idea of the national education in Ukraine of XVI XX is given. The pedagogical theory is riched with scientific knowledge about the evolution of the aim, subject, methods, forms and means of education. The problems which were examined by pedagogues and methodists during a certain period of time were also enlightened in this thesis. The ideas of scientists and teachers-practitioners as to the subject, forms and methods of education are shown. New method guids, textbooks, articles that were not analysed before were put into scientific use. The periodization of the development of the teaching methods of the Ukrainian language is created. The process of changing, developing, widening and narrowing of such items of education as aim, subject and structure of the course of the Ukrainian Language was shown.