Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Психологічні чинники виникнення та корекція особистісної тривожності у ранньому юнацькому віці

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Ясточкіна, Ірина Анатоліївна
dc.date.accessioned 2021-09-27T08:49:05Z
dc.date.available 2021-09-27T08:49:05Z
dc.date.issued 2011
dc.identifier.citation Ясточкіна Ірина Анатоліївна. Психологічні чинники виникнення та корекція особистісної тривожності у ранньому юнацькому віці : автореферат дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Ясточкіна Ірина Анатоліївна ; [наук. керівник Долинська Любов Василівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2011. - 21 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/35065
dc.description.abstract Дисертаційна робота присвячена дослідженню психологічних чинників особистісно!' тривожності у ранньому юнацькому віці та виявленню шляхів корекції особист існо!' тривожності юнаків. Визначено теоретичні підходи до вивчення особистісно!' тривожності у ранньому юнацькому віці та створено концептуальну модель психологічних чинників виникнення особистісно!' тривожності у ранньому юнацькому віці. Визначено особливості усвідомлення старшокласниками проявів власної тривожності, рівні її сформованості у сучасних юнаків, експериментально виявлено та досліджено психологічні чинники виникнення особистісно!' тривожності (особистісні, адаптаційні, мотиваційні), доведено несприятливий вплив високого рівня особистісно!’ тривожності на поведінку особистості, взаємостосунки та мотиваційну сферу юнака. Обгрунтовано, розроблено та апробовано програму цілеспрямованої психокорекційної роботи зі зниження високого рівня особистісно!' тривожності юнаків та чинників, що її обумовлюють. На основі кількісного та якісного аналізу результатів експериментального дослідження доведено ефективність створеної програми „На хвилі змін” та можливість її застосування як практичними психологами, так і юнаками. Обгрунтовано, розроблено та апробовано програму цілеспрямованої психокорекційної роботи зі зниження високого рівня особистісно!' тривожності юнаків та чинників, що її обумовлюють. На основі кількісного та якісного аналізу результатів експериментального дослідження доведено ефективність створеної програми „На хвилі змін” та можливість її застосування як практичними психологами, так і юнаками. ua
dc.description.abstract Dissertation work is sanctified to research of problem of psychological factors of personality anxiety in early youth age and ways of correction of personality anxiety of youths. Theoretical approaches are analysed and psychological researches are considered from the range of problems of personality anxiety in early youth age. The features of realization of own anxiety senior pupils and levels of her formed are certain. Experimentally found out and investigational the psychological factors of origin of personality anxiety of youths (personality, adaptation, motivational). Reasonably, the program of purposeful work is worked out and approved from the decline of high level of personality anxiety of youths and factors, that she is stipulated. On the basis of quantitative and quality analysis of results efficiency of the created program and possibility of her application are well-proven by both practical psychologists and youths. ua
dc.description.abstract В теоретической части диссертации представлен анализ подходов к раскрытию проблемы тревоги и тревожности в психологической науке. На основе изучения и обобщения опыта представителей разных направлений зарубежной и отечественной психологии определены характерные черты личностной тревожности, факторы ее возникновения, а также особенности проявления личностной тревожности в раннем юношеском возрасте. В работе представлена теоретическая модель психологических факторов возникновения личностной тревожности в раннем юношеском возрасте (личностные, адаптационные, мотивационные), обоснование методических подходов к их исследованию, особенности осознавания юношами собственной тревожности, уровни ее сформированности (низкий, умеренный, высокий), а также результаты экспериментального изучения психологических факторов личностной тревожности юношей. На этапе констатирующего эксперимента ведущими личностными факторами личностной тревожности определено: отдельные проявления Я-концепции, и, прежде всего, самоотношение; самооценку; отношение к собственному будущему. К адаптационным факторам личностной тревожности раннего юношеского возраста относятся: социально-психологическая дезадаптированность, локус контроля. Мотивационную группу факторов личностной тревожности составляют: уровень притязаний, мотивы аффилиации. Эмпирически доказано, что отмеченные психологические факторы негативно влияют на самооценку, отношение к собственной внешности, особенности общения, ощущение счастья и удовлетворенности жизнью, планы на будущее, приводят к конфликтным отношениям с другими людьми, способствуют формированию зависимого поведения, уклонению от решения проблемных ситуаций, а также усиливают экстернальный тин поведения. Обосновано, разработано и апробировано программу психокоррекционной работы с целью снижения высокого уровня личностной тревожности юношей и факторов, ее предопределяющих. Специфика тренинга, направленного на снижение личностной тревожности, заключалась в сочетании как непосредственного влияния на личностную тревожность путем выработки конструктивных форм поведения в сложных ситуациях, овладение навыками саморегуляции, так и опосредствованного - через снижение действия факторов, ее предопределяющих. Эти задания достигались путем комплексного сочетания целенаправленной тренинговой работы и индивидуальных упражнений. Психокоррекция по снижению высокого уровня личностной тревожности юношей проводилась по двум взаимозависимым направлениям: психологическое влияние с помощью тренинговой работы, которое дало толчок к выявлению и последовательному развитию второго направления, в качестве которого выступает повышение личной компетентности (через самопознание, самоанализ), самопомощь. Специально организованная психокоррекционная работа позволила оптимизировать уровень личностной тревожности юношей, гармонизировала Я- концепцию, положительно повлияла на самопринягие, дала возможность лучше понять себя, уменьшила тревожность по отношению к планам на будущее, закрепила формы поведения, связанные с сотрудничеством, благодаря усвоению способов саморегуляции, сформировала навыки преодоления тревожных состояний. ua
dc.language.iso uk_UA ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject тривога ua
dc.subject тривожність ua
dc.subject особистісна тривожність ua
dc.subject психологічні чинники особистісно!' тривожності ua
dc.subject особистісні чинники тривожності ua
dc.subject адаптаційні чинники особистісно! тривожності ua
dc.subject мотиваційні чинники особистісно! тривожності ua
dc.subject юнацький вік ua
dc.subject корекція ua
dc.subject alarm ua
dc.subject anxiety ua
dc.subject personality anxiety ua
dc.subject psychological factors of personality anxiety ua
dc.subject personality factors of anxiety ua
dc.subject adaptation factors of personality anxiety ua
dc.subject motivational factors of personality anxiety ua
dc.subject youth age ua
dc.subject correction ua
dc.subject тревога ua
dc.subject тревожность ua
dc.subject личностная тревожность ua
dc.subject психологические факторы личностной тревожности ua
dc.subject личностные факторы тревожности ua
dc.subject адаптационные факторы личностной тревожности ua
dc.subject мотивационные факторы личностной тревожности ua
dc.subject юношеский возраст ua
dc.subject коррекция ua
dc.title Психологічні чинники виникнення та корекція особистісної тривожності у ранньому юнацькому віці ua
dc.title.alternative Psychological factors of occurrence and correction of personality anxiety are in early youth age ua
dc.title.alternative Психологические факторы возникновения и коррекция личностной тревожности в раннем юношеском возрасте ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу