Дисертацію присвячено визначенню та узагальненню психолого-педагогічних умов подолання
особистісної тривожності у дітей молодшого шкільного віку (умови розвитку і формування пізнавальної,
емоційно-вольової та мотиваційної сфер особистості; умови організації навчальної діяльності; умови
виховання в сім’ї). Виявлені основні фактори виникнення тривожності молодших школярів в
міжособистісній взаємодії; охарактеризовані форми і показники її прояву та динаміка розвитку. На основі
систематизованих нами критеріїв визначені рівні особистісної тривожності молодших школярів.
Запропонована теоретично обгрунтована і практично перевірена комплексна програма подолання
особистісної тривожності у дітей молодшого шкільного віку і виявлені умови її ефективності.
Проблема преодоления переживаний отрицательной модальности, в частности тревожности,
актуальна в связи с обострением противоречий в общественном и индивидуальном развитии личности.
Анализ личностной тревожности как одной из черт эмоциональной сферы личности, группирование
причин ее возникновения за определенными категориями дает возможность наметить пути преодоления
тревожности. Они связаны с развитием адаптационных возможностей младших школьников в процессе
их приспособления к разного рода эмоциональным ситуациям; формирования у них адекватной
мотивации учебной деятельности; предупреждения возникновения фрустрационных состояний;
обеспечения адекватного разрешения внутренних конфликтов. Исходя из анализа
психолого-педагогической литературы по данной проблеме мы можем сделать вывод, что тревожность -
это сложный феномен когнитивных, аффективных и поведенческих реакций. Она представляет собой
комплекс эмоций страха, гнева, раздражения, волнения, беспокойства и вызывает психосоматические,
вегетативные изменения в организме, которые оказывают отрицательное влияние на формирование и
развитие подрастающей личности. Личностная тревожность отражает индивидуальные отличия в частоте
возникновения и интенсивности проявления таких реакций. Выявлены, в процессе анализа литературных
источников положения, которые раскрывают сущность тревожности и ее природу. Они направляют нас
на поиск условий предупреждения развития тревожности в процессе онтогенеза, в частности, в период
начального обучения в школе. Изучение источников возникновения тревожности у детей младшего
школьного возраста даст нам возможность определить те сферы жизнедеятельности, которые
обуславливают ее развитие и закрепление. Для профилактики и преодоления личностной тревожности
необходимо обеспечить выполнение определенных условий воспитания и обучения детей в школе и
семье. Поэтому цель нашего исследования - определить такие психологические и педагогические условия
и создать систему практической работы для преодоления личностной тревожности младших школьников.
С целью усовершенствования работы учителей и школьных психологов, направленной на
обеспечение психосоциальной помощи ученикам начальной школы, нами была разработана и апробирована
комплексная методика экспериментального изучения личностной тревожности и преодоления ее у детей
младшего школьного возраста.
Методика позволила выделить основные составляющие (межличностная, школьная,
самооценочная) и факторы возникновения личностной тревожности младших школьников: общее
отрицательное эмоциональное самочувствие, вызванное пребыванием в школе; проблемы
взаимоотношений с учителем и одноклассниками; неудовлетворенность собственной учебной
деятельностью; неудовлетворенность собой как субъектом учебной деятельности. Также уровни ее
сформированности (высокий, средний, низкий) на основании систематизированных и уточненных нами
критериев: сила, длительность и частота повторяемости раздражителя, который влияет на ребенка и вызывает
отрицательные переживания, ощущение эмоционального дискомфорта, фрустрации и т.п.; значимость и сила
потребности, которая вызывает этот раздражитель; отсутствие адекватных механизмов успешной
психологической защиты для преодоления разрушающего действия раздражителя; возрастные и
индивидуальные психофизиологические особенности его личностного развития.
Психолого-педагогический анализ литературы по проблеме тревожности и анализ результатов
экспериментального исследования дали нам возможность определить, обобщить и систематизировать
основные психолого-педагогические условия преодоления личностной тревожности у детей младшего
школьного возраста. Условия преодоления личностной тревожности связаны с нивелированием
негативного воздействия факторов, которые ее обуславливают. К ним принадлежат психологические и
педагогические условия преодоления таких основных ее форм, которые связаны с воздействием
вышеназванных факторов: школьная тревожность (обеспечение комфортных психофизиологических
условий пребывания детей в школе; индивидуального подхода в обучении и воспитании младших
школьников; создание условий для развития произвольности, самостоятельности; овладение
компонентами учебной деятельности; выработка критериев личностного успеха; развитие мотива
компетентности др.); межличностная тревожность (культивирование доброжелательности,
взаимопомощи, взаимоуважения между учениками класса в процессе учебной деятельности; расширение
взаимного доверия, поддержки между учителем и учеником, учеником и одноклассниками; поддержание
в классе атмосферы принятия ребенка, независимо от успешности обучения и др.); самооценочная
тревожность (использование по отношению к тревожным детям максимально развернутых критериев
педагогической оценки; помощь в овладении приемами самоанализа; развитие рефлексии, адекватного
уровня притязаний, самооценки; умения определять причины страха, тревожности, понимать
физиологические и психологические особенности их проявления и др.).
Программа роботы по преодолению личностной тревожности, кроме обеспечения названных
условий, включала в себя систему психогимнастических тренинговых упражнений для снижения уровня
ее сформированности и дала положительные результаты.
The work is dedicated to determination and generalization of psychological conditions for overcoming personal
anxiety with children of younger school age, viz., cognitive, emotional and volitional, and motivational spheres of
personality development and formation conditions; teaching process organization conditions; family education
conditions. Main factors for rising anxiety in interpersonal relations of younger school-age children are determined;
its form and manifestation indices as well as development dynamics are described. On the basis of the criteria
systematized by us, personal anxiety levels with younger schoolchildren are specified.
A complex programme for younger school-age children personal anxiety overcoming is proposed and its eficacy
conditions are shown. The programme is well-grounded theoretically and tested in practice.