Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за
спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Національний
педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2015.
Дисертація присвячена проблемі психологічної корекції тривожності
старшокласників різних типів загальноосвітніх навчальних закладів. У роботі визначено теоретичні підходи до вивчення феномена тривожності, вікової динаміки розвитку, чинників виникнення та підходів до психологічної корекції досліджуваної риси. Виявлено особливості та рівні (високий, середній, низький) прояву
тривожності у старшокласників загальноосвітніх навчальних закладів різних типів, здійснено порівняльний аналіз чинників виникнення тривожності учнів
загальноосвітніх шкіл та учнів гімназій та ліцеїв, визначено специфічні чинники
виникнення тривожності, притаманні контингенту учнів гімназій та ліцеїв (значна
різниця між самооцінкою та рівнем домагань, переважання мотиву уникання невдачі).
Створено модель психологічної корекції тривожності у старшокласників
гімназій та ліцеїв. Обґрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність програми оптимізації тривожності, спрямованої на нівелювання дії основних чинників її виникнення та опанування навичок подолання тривоги.
Сформульовано рекомендації для учнів гімназій та ліцеїв, їх вчителів та
батьків, спрямовані на попередження виникнення та закріплення високого рівня
тривожності, забезпечення підтримки старшокласників в межах найближчого
оточення.
The dissertation aims for getting the scientific degree of candidate of psychological
sciences in specialty 19.00.07 – pedagogical and age psychology. The National
pedagogical university named after M. Drahomanov. – Kyiv, 2015.
The dissertation devoted to the problem of psychological correction of high level of
anxiety high school pupils from different types of schools. The dissertation identified
theoretical approaches to the problem of age dynamic of development, rising factors and
ways of psychological correction of anxiety. During the studying of problem was found
the peculiarities of manifestation and factors of forming of anxiety of pupils from schools
different types. Also were described special anxiety factors for high school pupils from
gymnasium and lyceum.
In this work also created the model of gymnasium and lyceum pupils anxiety
psychological correction. Grounded, elaborated, approved and proved the positive effect
of program of high level anxiety optimization.
By the results of research were formed the recommendations for high school pupils
from gymnasium and lyceum, their parents and teachers.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по
специальности 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология. – Национальный
педагогический университет имени М. П. Драгоманова. – Киев, 2015.
Диссертация содержит результаты исследования проблемы психологической
коррекции тревожности старшеклассников разных типов общеобразовательных
учебных заведений. В работе представлен анализ теоретических подходов к
изучению проблемы тревожности, ее возрастной динамики, факторов
возникновения, а также психологических подходов к коррекции данной черты.
В ходе эмпирического исследования изучены уровни проявления и факторы
возникновения тревожности у старшеклассников общеобразовательных учебных
заведений разных типов, определены факторы возникновения тревожности,
специфические для контингента учащихся гимназий и лицеев. Установлены взаимосвязи между уровнем личностной тревожности и негативным
самоотношением, противоречивым отношением к собственному прошлому,
настоящему и будущему, показателями самооценки и уровня притязаний, мотивами
страха отвержения и избегания неудачи. Доказано, что учащиеся старших классов
гимназий и лицеев более тревожны, чем учащиеся общеобразовательных школ, что
обусловливается действием специфических факторов: значительной разницы между
показателями самооценки и уровня притязаний, а также мотивом избегания неудачи.
Разработана модель психологической коррекции тревожности у
старшеклассников гимназий и лицеев. Обоснована, разработана, апробирована и
доказана эффективность программы оптимизации тревожности, направленной на
снижение действия основных факторов возникновения тревожности и
формирование навыков совладания с тревогой. Реализация программы
предусматривает не только осуществление коррекционной работы со
старшеклассниками, но и проведение информационно-просветительской работы с
учителями и родителями учащихся.
Предложены методические рекомендации для учащихся гимназий и лицеев,
их педагогов и родителей, направленные на профилактику возникновения и
закрепления высокого уровня тревожности, обеспечения поддержки
старшеклассников со стороны ближайшего окружения.