У дисертаційному дослідженні розглянута проблема модульної організації навчання за комп’ютерними технологіями у педагогічному коледжі. Проаналізований і узагальнений стан вивчення проблеми в її історичному розвитку; поданий аналіз базових понять; виявлені теоретичні засади визначення сутності понять "модуль" та "модульна організація"; розкрита сутність модульної організації навчання за комп’ютерними технологіями; проведене комплексне дослідження складових модульної організації навчання у педагогічному коледжі; охарактеризовані компоненти модульної організації навчального процесу за комп’ютерними технологіями; розроблений дидактико-технологічний аспект модульної організації навчання за комп’ютерними технологіями та здійснена експериментальна перевірка її ефективності у процесі підготовки майбутніх вчителів.
Диссертация посвящена проблеме модульной организации учебного процесса с применением компьютерных технологий в педагогическом колледже. Проанализировано состояние исследуемой проблемы в её историческом развитии. Теоретический анализ научной и методической литературы ио проблеме модульной организации обучения по компьютерных технологиях позволил дать характеристику разносторонности изучения проблемы. Выявлены различные подходы в исследовании модульной организации обучения по компьютерных технологиях. Анализ исследований в педагогике и психологии, посвященных модульной организации обучения и внедрения компьютерных технологий в учебный процесс, показал, что данная проблема модульной организации обучения с применением компьютерных технологий в педагогическом колледже исследована недостаточно полно. Обобщающие результаты констатирующего эксперимента показали, что существующая система обучения по компьютерных технологиях не способствует: а) усвоению студентами полных, глубоких, прочных, гибких, системных знаний по физике и математике; б) развитию операций обобщения, конкретизации, абстрагирования; в) формированию познавательного интереса и позитивных эмоций; г) совершенствованию выбора способа выполнения действий; д) контролю и оценки действий. Основываясь на исходных теоретических позициях, разработано дидактическую систему модульной организации учебного процесса с применением компьютеров, в которой объединены в одно целое такие компоненты: мотивационно-целевой, содержательно-уровненный, процессуально-управленческий. Реализация дидактической системы и анализ результатов проведенных исследований показали её эффективность. Мониторинг модульной организации обучения по компьютерных технологиях осуществлён за такими показателями: уровень усвоенных знаний, который включает такие характеристики: прочность, полнота, глубина, гибкость и системность; уровень развития мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации; сформированность познавательного интереса; наличие эмоций и интеллектуальных чувств; уровень развития умений самостоятельно осуществлять учебную деятельность: определять цель, планировать, осуществлять учебные действия, контроль, самооценка. Охарактеризованы три уровня развития познавательной самостоятельности: высокий, средний, низкий. Результаты формирующего эксперимента модульной организации обучения по компьютерным технологиям засвидетельствовали значительное улучшение по указанным параметрам. Названы направления дальнейшего исследования данной проблемы.
In the dissertation the problem of module organization of the education by the means of computer technologies in the pedagogical college is investigated. The state of studying the problem in its historical development is analyzed and generalized; the analysis of basic notions is given; the theoretical principles of the definition of the essence of notions “module” and “module organization” are revealed; the conception of the module organization of the education by the means of computer technologies is exposed; the complex investigation of the components of the educational module organization in college is carried out; the components of the module organization of the educational process with the computer technologies are characterized; the didactic-technological aspect of the module organization of teaching by the means of computer technologies is worked out and the experimental checking up of its effectiveness in the process of future teachers’ training is realized.