Дисертація присвячена питанням підготовки молодших спеціалістів у вищих навчальних закладах І-ll рівнів акредитації в умовах рівневої диференціації та осо- бистісно-діяльнісного спрямування освітнього процесу.
Розроблено та експериментально перевірено методичну систему навчання математики студентів фінансово-економічних коледжів, яка спрямована на досягнення стандарту з курсу “Математика” (з використанням модульного навчання): розкрито цілі, відібрано зміст, описано доцільні форми і методи навчання, запропоновано засоби навчання - створені за учасю автора посібник і дидактичні матеріали. Основні результати дослідження знайшли своє застосування у навчально-виховному процесі ВНЗ І-ІІ рівнів акредитації.
В диссертации предложена методическая система обучения математике студентов высших учебных заведений І-ІІ уровней аккредитации в условиях личностно-ориентированного обучения. Показано, что перестроечные процессы в социальной, экономической, образовательной и других сферах жизнедеятельности Украины сопровождаются расширением сети высших учебных заведений. Особенно это заметно в системе подготовки специалистов финансово-экономических специальностей (финансы банковское дело, экономика предприятий, бухгалтерский учет, биржевая деятельность и т.д.).
Важное место в подготовке таких специалистов занимают финансово-экономические колледжи. Математика в них - обязательный для изучения учебный предмет, содержание которого определяется в основном потребностями специальной и профессиональной подготовки. Однако, поскольку студентами таких учебных заведений становятся и выпускники основной школы, этот предмет изучается ними также и для получения полного среднего математического образования. Поэтому основной целью изучения математики в финансово-экономических колледжах является обеспечение общеобразовательной подготовки, формирование математической культуры, необходимой для изучения и усвоения специальных дисциплин, для построения математических моделей финансово-экономических процессов.
Подтверждено, что достижение этой основной цели возможно при условии, если четко определены цели, содержание, организационные формы, методы и средства обучения математики, являющиеся компонентами методической системы обучения математики. За время исследования при активном участии автора созданы: программа но математике для финансово-экономических колледжей [6], учебное пособие “Математика” [7] и дидактические материалы по математике [8], представляющие три компоненты методической системы - цели, содержание и средства обучения.
В ходе исследования подтверждено, что положительные результаты в обучении математике студентов финансово-экономических колледжей более вероятны тогда, когда такое обучение является дифференцированным, личностно направленным, нацелены на обеспечение их общеобразовательной и профессиональной подготовки. Разработка методики изучения теоретического материала (формирование понятий, доказательств теорем, формул, свойств), исходя из психолого—педагогических особенностей студентов колледжа, показала, что основными должны быть такие методы обучения как конкретно-индуктивный, целесообразных задач, эвристическая беседа, пояснительно-иллюстративный и репродуктивный — с постоянным применением эффективных средств наглядности (демонстрационные модели, таблицы, кодопозитивы, виртуальные модели, созданные на персональном компьютере). Учитывая не высокий уровень математической подготовки большинства студентов колледжа, занятия должны проводиться как с использованием коллективной (школьная лекция, урок формирования новых знаний, комбинированный урок), так и групповой форм обучения (работа в гетерогенних группах ).
Практнческие занятия, на которых проходит закрепление теоретических знаний, развитие познавательных способностей, формирование умений и навыков решения математических задач, целесообразно проводить в форме уроков формирования новых и закрепление приобретенных умений и навыков. Наиболее эффективными на этих уроках являются репродуктивный и поисковый методы, а форма обучения - групповая. Во время изучения теоретического материала, и на практических занятиях целесообразен дифференцированный подход к обучению студентов (уровневая дифференциация). Реальные возможности обеспечения такого подхода дают программа по математике [6], учебное пособие [7] и дидактические материалы [8].
Контроль результатов обучение должен быть модульным. Его следует рассматривать как совокупность трех видов контроля - предварительный, поточный и итоговый. Любой из этих видов инициируется соответствующим этапом учебной деятельности студентов.
Применение современных информационных компьютерных технологий в обучении студентов математике делает такое обучение более интенсивным, динамическим и эффективным, а контроль - оперативным, достаточно объективным и надежным. Использование компьютера целесообразно на всех этапах учебного процесса.
Результаты исследования могут быть использованы преподавателями математики, авторами учебников и методических пособий, слушателями институтов последипломного педагогического образования.
Thesis deals with the problem of training the junior specialists in high educational institutions of I-II levels of accreditation in the conditions of level differentiation and personal - oriented education.
The methodological system of studying for the students of Finance and Economy directed towards the achievement of mathematical standard in course “Mathematics” was designed and experimentally tested (with the usage of the modular teaching): defined aims, contents, described the educational forms and methods as the means of studying - published manual and didactic materials are offered. The main investigation results were used in the research and educational process of high educational institutions of I-II levels of accreditation.