У дисертаційному дослідженні здійснюється спроба простешгги весь діапазон прояву музики на різних рівнях буття людини і соціальної реальності з метою показати шляхи вирішення так званої психофізичної проблеми в максимально широкому контексті. Вивчення зазначеного діапазону дозволяє виявити як на індивідуальному, так на соціальному рівні низку фактів і феноменів, природа яких не зводиться до тілесних і психічних процесів. Людина осягає духовне буття музики, оскільки вона сама (у своєму глибинному бутті) є дух. У суспільстві
виявляється елемент, не підвладний течії соціального часу, — інститут музичної класики, в якому відображений духовний досвід композиторів різних епох і поколінь.
Розуміння буття людин а та суспільства в рамках психофізичної проблеми
виявляється недостатнім. Е! обох випадках необхідно створеній більш досконалої, гнучкої та уиі зерсапьної парадигми. Психофізична проблема
вирішуєгься за межами її дуалістичного тлумачення.
В диссертационном исследовании предпринимается попытка проследить
весь диапазон проявления музыки на разных уровнях бытия человека и
социальной реальности с целью показать пути решения так называемой
психофизической проблемы в максимально широком контексте. Изучение указанного диапазона позволяет выявить как на индивидуальном, так и на социальном уровне ряд фактов и явлений, природа которых не сводится к телесным и психическим процессам.
Благодаря обращению к данным нейрофизиологии, психологии и
лингвистики, оказывается возможным показать, чему именно соответствуют
такие понятия, как «музыкальная телесность», «музыкальные эмоции» и
«музыкальное мышление». В музыкальном мышлении предлагается выделять
уровень музыкальной речи и, более абстрактный, уровень музыкального языка.
Музыкальная речь — это выражение мысли композитора или исполнителя
музыкального произведения. Музыкальная мысль, в свою очередь, формулируется с помощью музыкального языка. Музыкальный язык позволяет записать музыкальную мысль, но сама по себе она не звучит. Звучит музыкальная речь — как «жизнь» этого произведения в конкретном исполнении.
Музыкальная речь может быть тихой и громкой, быстрой и медленной, торжественно-патетической и радостной, а музыкальный язык. Он
является своего рода грамматикой, в соответствии с которой выстраивается
нотная запись, а затем —сама музыкальная речь. Эту грамматику услышать
нельзя. Зато ее можно понять, а благодаря этому - прочитать музыкальное
произведение как текст.
Если в музыкальной речи присутствует чувственный компонент (сам
звук) и эмоциональный компонент (интонация), то музыкальный язык имеет
гораздо более абстрактный характер. Ото система норм и правил, которая
выражается посредством музыкальной речи и которая сама, в свою очередь,
является средством выражения музыкальных идей, то єсть музыкального
мышление в собственном смысле этого слова.
Работы А. Шопенгауэра, 3. Ганслика, А. Белого, А.Ф. Лосева
убедительно свидетельствуют о том, что наряду с музыкальной телесностью,
музыкальными эмоциями, музыкальным мышлением существует и дух
музыки.
Хотя музыка опирается на естественные, нейрофизиологические механизмы
восприятия, ее истинное бытие к этим механизмам не сводится. Иными
словами, они не являются ее причиной, а значит и ее глубинным смыслом и
истоком. Если человек может постичь духовное бытие музыки, значит он
обладает соответствующей способіюстьго. Таким образом, переживание музыки
помогает понять, что человек как субъект есть нечто гораздо более сложное и
глубокое, нежели сочетание тела и психики.
Аналогичный анализ предпринимается в отношении общества. Социум
это своего рода коллективный человек, поэтому он рассматривается в рамках
все той же психофизической проблемы: анализируется эволюционно-
органическая (биологическая) и психологическая парадигмы общества.
Последняя носит более тонкий, более абстрактный характер. В ней речь идет
уже не о коллективной телесности, а о коллективном сознании Обладая
иерархической организацией, оно представляет собой особое, социальное
пространство. Динамігка развития общества, в свою очередь, позволяет
говорить о социальном времени. Изучение музыкальной жизни позволяет
выявить восходящие и нисходящие процессы в социальном пространстве, а
также элемент, не подвластный течению социального времени — институт
музыкальной классики.
Если модель социального пространства описывает структуру и жизнь
коллективного сознания (коллективной психики), то концепция социального
времени позволяет понять что єсть дух общества и тем самим выйти за
пределы психофизической парадигмы в социальной философии. В рамках
исторического (социального) времени одна стадия развития общества следует
за другой. Однако эту последовательность, характерную для линейного
времени, можно развернуть по вертикали, и тогда оказывается, что социальное
прошлое, социальное настоящее и социальное будущее сосуществуют на
разных «этапах» социальной реальности. Они синхронны. Симфонии и тамтамы звучат одновременно, но в разных измерениях социальной реальности,
в разном настоящем. Одно настоящее ближе к земле и телесности, а другое —
ближе к бестелесному духу. Благодаря выдающимся композиторам
коллективное сознание открывается переживанию Духа. Таким образом,
музыкальная жизнь, разворачивающаяся в музыкальном пространстве, — это
жизнь человеческого духа как на индивидуальном, так и на коллективном
уровне.
Понимание бытия человека и общества в рамках психофизической
проблемы оказывается недостаточным. В обоих случаях необходимо создание
более совершенной, гибкой и универсальной парадигмы. Психофизическая
проблема решается за пределами ее дуалистического толковакия.
The thesis represents an attempt to research the entire range of musical
manifestations in order to show the ways of solving of the so-called psychophysical
(or mind-body) problem in the widest context.
The study reveals a number of facts and phenomena (both on the individual
and social levels) which nature not reducible to bodily and psychical processes. One
realizes the musical spiritual existence just because he (in his deepest existence) is a
spirit. On the other hand in the social reality there is an element not subject to the
social time flow — the institute of musical classics. This institute reflects the spiritual
experience of composers of different epochs and generations.
So understanding of human existence and of social reality existence in the
context of psychophysical problem is insufficient. In both cases there is a need to
develop more аdvanced, flexible and universal paradigm. The solution of the
psychophysical problem is beyond its dualistic interpretation.