Робота присвячена проблемі подолання пізнавального егоцентризму молодших школярів. Виявлено, що в молодшому шкільному віці на тлі загального зниження вираженості когнітивних егоцентричних тенденцій в учбовій діяльності, вони зберігають свою домінантність в особистісній сфері молодшого школяра. Представлені результати дослідження вираженості пізнавального егоцентризму та особливостей його прояву, на основі яких визначені критерії та рівні пізнавального егоцентризму впродовж початкового періоду навчання (високий, середній, низький). Теоретично обґрунтована та апробована комплексна програма подолання пізнавального егоцентризму молодших школярів, що включає систему психолого-педагогічних умов (загальні психолого-педагогічні умови розвитку і формування особистості учнів початкової школи та умови виховання в сім’ї; конкретні умови подолання пізнавального егоцентризму, пов’язані з чинниками його закріплення) та засобів (навчальний діалог, спрямований на розвиток когнітивної децентрації засобами когнітивної емпатії; індивідуальні та групові психогімнастичні тренінгові вправи, що спонукають дитину до переосмислення власної пізнавальної позиції). На основі кількісного та якісного аналізу результатів її впровадження доводиться ефективність її включення в навчально-виховний процес, що сприятиме адекватному психічному розвитку молодших школярів.
Диссертация посвящена исследованию сущности познавательного эгоцентризма, особенностей развития и проявления его у учащихся начальной школы, изучению факторов закрепления его доминирования в период начального обучения, поиску и обоснованию психолого-педагогических условий и средств профилактики закрепления и преодоления доминирования познавательного эгоцентризма у младших школьников. В диссертационной работе представлен анализ теоретико-методологических проблем исследования познавательного эгоцентризма личности в отечественной и зарубежной психологии. В работе подчеркивается, что характер социокультурных трансформаций нашего общества указывает на актуальность изучения проблемы преодоления познавательного эгоцентризма как необходимого условия развития объективной умственной позиции личности. На основе анализа литературы раскрывается сущность феномена познавательного эгоцентризма, как умственной позиции личности, показано влияние процессов когнитивной центрации-децентрации на развитие личности младшего школьника. В работе представлены результаты экспериментального исследования познавательного эгоцентризма младших школьников, на основе которых выявлены критерии (возрастные и индивидуальные особенности ребенка, специфика его субъектного опыта; влияние микросреды на развитие познавательной и эмоциональной сферы, регуляцию поведения; выраженность когнитивных эгоцентричных тенденций в учебной деятельности; уравновешенность процессов когнитивной центрации-децентрации; влияние доминирования когнитивных эгоцентричных тенденций на развитие Я-концепции; влияние доминирования когнитивных эгоцентричных тенденций на взаимодействие и общение с другими людьми; влияние доминирования когнитивных эгоцентричных тенденций на развитие эмпатии) и определены уровни проявления познавательного эгоцентризма (высокий, средний, низкий). Результаты исследования выраженности познавательного эгоцентризма у детей младшего школьного возраста отражают общую тенденцию снижения уровня познавательного эгоцентризма в учебной деятельности детей и сохранение доминантности когнитивных эгоцентричных тенденций в личностных проявлениях младших школьников в период начального обучения. В ходе исследования установлено, что высокий уровень выраженности познавательного эгоцентризма младших школьников связан с характерными личностными проявлениями в этот период (дисгармоничное развитие Я-концепции; трудности в сфере взаимоотношений как с ровесниками, так и с взрослыми; преобладание неконструктивных способов разрешения конфликтов; низкие уровни эмпатии). Полученные результаты констатирующего исследования обусловили возможность определения условий преодоления и профилактики закрепления доминирования познавательного эгоцентризма младших школьников. На основе анализа литературы и результатов эксперимента была разработана комплексная программа преодоления познавательного эгоцентризма младших школьников, которая включает психолого-педагогические условия (общие условия развития и формирования личности учащихся начальной школы: субъектный опыт, возрастные и индивидуальные особенности развития познавательной, эмоциональной и мотивационной сферы, особенности поведения и деятельности ребенка в семье и школе, комплексный подход к формированию личности младшего школьника; конкретные условия преодоления познавательного эгоцентризма, связанные с факторами, которые способствуют его закреплению в этот период: педагогическая децентрация, развитие гармоничной Я-концепции, развитие диалогического мышления, развитие позитивных отношений типа «Я-другой», развитие эмпатии; а также обеспечение определенных условий воспитания в семье: уважение личности ребенка, обогащение познавательного и социального опыта, формирование гармоничной системы взаимоотношений между членами семьи, развитие эмоциональной сферы детей, развитие волевых качеств детей, преодоление эгоцентрической направленности взрослых, обеспечение единства и преемственности требований школы и семьи по вопросам формирования личности ребенка и систему средств психокоррекционной работы с учащимися (обучающий диалог, направленный на развитие когнитивной децентрации средствами когнитивной эмпатии; индивидуальные и групповые тренинговые упражнения, способствующие переосмыслению ребёнком собственной познавательной позиции, последующим направлениям коррекционной работы: развитие Я-концепции, стимуляция и развитие навыков группового взаимодействия, развитие умений принятия роли другого, развитие креативности мышления и преодоления стереотипов мышления. В работе представлены теоретические аспекты разработанной системы коррекционного влияния, описана система психокоррекционной работы, приведены фрагменты уроков и конкретные коррекционные упражнения. Анализ результатов контрольного исследования указывает на позитивную динамику снижения познавательного эгоцентризма в экспериментальной группе в отличие от контрольной. Для учащихся экспериментальной группы после коррекционной работы характерны статистически достоверные позитивные изменения в снижении познавательного эгоцентризма. Количественный и качественный анализ результатов апробации психокоррекционной программы в условиях современной школы подтверждает эффективность её включения в учебно-воспитательный процесс для обеспечения адекватного психического развития младших школьников.
The dissertation is devoted to the problem of overcoming cognitive egocentrism of younger schoolboys. It is revealed that at the younger schoolboy age against a background of general declining of cognitive egocentric tendencies they keep its dominance in personal area of younger schoolboys. Represented research results of cognitive egocentrism intensity and speciality of its displaying on the basis of which criteria and levels of cognitive egocentrism during initial period education are defined (high, average, low). Theoretically proved and approved complex program of cognitive egocentrism overcoming of younger schoolboys which includes system of psychologic-pedagogical conditions (general psychologic-pedagogical conditions of development and forming personality of pupils of an elementary school and family’s education conditions; particular conditions of cognitive egocentrism overcoming related with reasons of its strengthening) and means (teaching dialogue directed for cognitive decentration development via cognitive empathia; individual and group psycho- gymnastic training exercises stimulating child for re-comprehension of own cognitive position). On the basis of the quantitative and qualitative analysis of its implementation results, efficiency of its inclusion into educational-teaching process is proving. It will promote adequate mental development of younger schoolboys.