У дисертаційній роботі представлено теоретичне узагальнення і експериментальне дослідження проблеми розвитку пізнавальної активності молодших школярів у процесі вивчення іноземної мови, що здійснювалося у напрямку визначення її психологічних характеристик, структурних компонентів, вікових особливостей прояву, критеріїв, видів, типів, рівнів розвитку, вікової динаміки, гендерних відмінностей, механізмів та психолого-педагогічних умов розвитку. Доведено, що розвиток пізнавальної активності учнів у процесі засвоєння іноземної мови здійснюється шляхом вдосконалення її структурних компонентів (змістовно-інформаційного, операційного, мотиваційного, цільового, емоційного, вольового, комунікативного, контрольно-оцінного) та оптимізації механізмів (самооцінки, саморегуляції, тривожності, учбової мотивації та рівня домагань) на основі принципів гуманістично орієнтованої освіти із застосуванням активних методів навчання.
В диссертационной работе представлено теоретическое обобщение и экспериментальное исследование проблемы развития познавательной активности младших школьников при изучении иностранного языка. Осуществлен анализ основных теоретических подходов к проблеме, рассмотрены психологические характеристики познавательной активности, особенности ее проявлений на различных возрастных этапах, дана характеристика ее структуры, установлено критерии и уровни, выявлено возрастную динамику, гендерные различия, механизмы и психолого-педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при изучении иностранного языка.
Познавательная активность рассматривается в исследовании как социальное качество человека, имеющее природные предпосылки; сложное личностное образование, которое проявляется в отношении субъекта к познанию окружающего неизвестное, и наиболее полно реализуется в его познавательной деятельности.
Структура познавательной активности учащихся - это сложная система, которая объединяет в себе деятельностные и личностные аспекты, и охватывает содержательно-операционный, информационный, мотивационный, целевой, эмоциональный, волевой, коммуникативный, результативный,
контрольно-оценочный компоненты.
Младший школьный возраст рассматривается как сензитивный для развития познавательной активности, что обуславливается чрезвычайной подвижностью, пластичностью и восприимчивостью ее структурных компонентов в этом возрастном периоде. Познавательная активность младших школьников определяется как сложное личностное образование, которое проходит фазу интенсивного становления, наиболее полно проявляется в познавательной деятельности, в своей основе содержит познавательные и социальные побуждения, характеризуется высокой эмоциональностью, связано с произвольностью, самооцениванием, самосознанием и стремлением достичь успеха.
Уровни развития познавательной активности младших школьников при изучении иностранного языка - высокий, средний с тенденцией к высокому, средний, средний с тенденцией к низкому, низкий - устанавливаются на основе таких критериев: уровень знаний, умений и навыков; любознательность;
надситуативность; трудоспособность; интерес; интенсивность и выразительность эмоциональных проявлений; инициативность; самостоятельность; регулярность выполнения заданий; усердие и старательность; самоконтроль и
самоорганизованность; настойчивость.
Указанные критерии легли в основу комплексной авторской методики определения психологических особенностей познавательной активности младших школьников в процессе изучения иностранного языка. Применение этой методики позволило установить, что в условиях традиционного обучения иностранному языку познавательная активность учеников начальных классов развивается недостаточно и, более того, прослеживается тенденция постепенного ее снижения с возрастом. Статистически достоверных гендерных различий познавательной активности младших школьников при изучении иностранного языка исследованием не выявлено.
Определены значимые психологические механизмы познавательной активности. К ним относятся: самооценка, тревожность, саморегуляция, уровень притязаний и учебная мотивация. Установлено, что высокий уровень саморегуляции, адекватная самооценка, нормальный уровень тревожности, познавательная и объединенная - познавательная и социальная - мотивация, а также реалистический - высокий и умеренный - уровень притязаний способствуют развитию познавательной активности младших школьников при изучении иностранного языка.
Дается теоретическое обоснование, рассматриваются процессуальные и содержательные аспекты формирующего эксперимента, который представляет собой внедрение и апробацию экспериментальной авторской программы по развитию познавательной активности младших школьников при изучении иностранного языка. Экспериментальная программа основывается на принципах гуманистически ориентированного образования и нацеливается как на развитие структурных компонентов познавательной активности учеников, так и на оптимизацию ее механизмов. Существенным для развития познавательной активности учащихся является использование активных методов обучения (элементов психологического тренинга, игровых и релаксационных техник, метода проектов, элементов арт-терапии и др.), а также таких форм работы на уроке, как индивидуально-массовая, парная, групповая, межгрупповая.
Результаты экспериментального обучения проявились в повышении уровня знаний, более совершенном владении умениями и навыками иноязычного общения; возрастании интереса к предмету, увеличении самостоятельности, инициативности, усердия и старания, а также в оптимизации саморегуляции, самооценки, тревожности, учебной мотивации и уровня притязаний, что свидетельствует о личностном росте учеников, обучавшихся по экспериментальной программе.
Делается вывод, что важными и необходимыми условиями развития познавательной активности младших школьников в процессе изучения иностранного языка являются становление ее структурных компонентов и оптимизация механизмов при соблюдении принципов гуманистически ориентированного образования.
The dissertation presents theoretical grounds and empirical study of problem of primary schoolchildren’s cognitive activity development in the process of foreign language studying, which was carried out by determination of its psychological descriptions, structural components, age features, criterions, kinds, types, levels of development, age dynamics, gender differences, machineries and also psychological and pedagogical terms of development.
The research has revealed that pupils* cognitive activity development in the process of foreign language studying is carried out by development of its structural components (informational, operating, motivational, having a purpose, emotional, volitional, communicational, checking-estimational) and optimization of machineries
(self-estimation, self-regulations, anxiety, educational motivation and pretension level) on the basis of principles of the humanism oriented education with application of active methods of teaching.