У дисертації представлено концепцію дослідження ідентифікації як соціально-психологічного феномену диференціації статі в онтогенезі (від старшого дошкільного до пізнього юнацького віку). В руслі особистісно-егалітарної парадигми утверджується положення про те, що провідним механізмом становлення Гендерної ідентичності учнів на різних вікових етапах розвитку виступає статево-рольова ідентифікація як процес і результат мотиваційно-ціннісних диспозицій особистості у період її дорослішання. Згідно з теоретичними установками тендерного підходу як особистісно-орієнтованого та егалітарного вибудовується авторська модель статево-рольової ідентифікації особистості в онтогенезі. У висунутих вихідних положеннях у контексті гуманістичної, генетичної та когнітивної психології обґрунтовуються питання генези тендерної ідентифікації у діалектичному взаємозв’язку із персоніфікованим образом Я як маскулінно-фемінного конструкту у когнітивній, емоційній та поведінковій складових, її зміст, структура та типологічні особливості на кожному віковому етапі дорослішання; визначається сутність психологічних механізмів та закономірностей функціонування статево-рольової ідентифікації, основні підходи її психодіагностики у дошкільників, учнів початкових, середніх, старших класів та студентів. Створено психологічну модель статево-рольової ідентифікації; узагальнено соціально-педагогічні чинники та особистісні детермінанти персоналізації гендерного Я; виявлено критерії, рівні та показники структурно-динамічних та типологічних відмінностей цього процесу, їх вплив на тендерну соціалізацію учнівської молоді, тендерну поведінку. Розроблено та впроваджено у практику навчально-виховного процесу освітніх закладів різного рівня системний модуль тендерної просвіти педагогічних кадрів, різні форми розвивально-корекційної роботи з учнями, батьками, вчителями. Розроблена та апробована модель тендерно-освітніх технологій як педагогічного супроводу статевої соціалізації особистості у період її дорослішання, спрямована на партнерство статей та їхній особистісний розвиток; формування егалітарної свідомості учнівської молоді з метою її успішної адаптації до особистісного, професійного та громадянського самоздійснення.
В диссертации представлен целостный анализ проблемы идентификации как социально-психологического феномена дифференциации пола в онтогенезе (от старшего дошкольного до позднего юношеского возраста). Развитие гендерной идентичности подрастающей личности как стержневой характеристики в любой сфере ее жизнедеятельности рассматривается с позиции разных подходов когнитивной, генетической и гуманистической психологии. Учитывая разноплановость существующих в психологии подходов к определению понятий “полоролевая/гендерная идентичность/идентификация”, обосновывается необходимость их уточнения. Концептуальной основой исследования являются положения отечественной психологии о формировании личности как активного субъекта в гендерном жизненном пространстве в процессе двух диалектически равноценных сторон механизма социализации-индивидуализации, интериоризации им социокультурных ценностей и влияния социально-психологических детерминант микро,- мезо- и макросреды. Разработана эмпирическая модель психологической сущности проблемы гендерной идентификации в онтогенезе. В русле личностно-эгалитарной парадигмы утверждается положение о том, что ведущим механизмом становления гендерной идентичности учащихся на разных возрастных этапах развития выступает полоролевая идентификация как процесс и результат мотивационно-ценностных диспозиций личности в период ее взросления. В рамках персонификованной структуры гендерная идентичность в процессе онтогенеза представлена специфическими знаковыми системами -конструктами феминности, маскулинности и андрогинности, выбор которых детерминируется традиционными и эгалитарными гендерными ориентациями. В работе сделаны выводы о том, что ключевая роль в развитии гендерной идентичности по мере взросления индивида принадлежит внутренним регулятивным механизмам, а именно: самокатегоризации, интеграции, саморефлексии и саморегуляции. Показано, что данный феномен в рамках системы объектносубъектных отношений характеризуется взаимосвязью внешнего и внутреннего как экзистенциальных уровней бытия полов в процессе онтогенеза. Становление гендерной идентичности личности на разных возрастных этапах развития определяется обогащением образа Я, интеграцией и дифференциацией разных полоролевых установок на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Результаты эмпирического исследования показали динамику развития гендерной идентичности, ее основные тенденции. Психологические механизмы идентификации соответствуют особенностям возрастного развития детей - от диффузии как фрагментарности, амбивалентности (неопределенности) маскулинно-феминных черт к целостному полоролевому или андрогинному Я. Гендерные представления по мере взросления личности выступают обобщенными, интегрированными, характеризуются сбалансированным соотношением реального и идеального Я. Анализ полученных данных привел к установлению психологических закономерностей (часовая продолжительность, возрастная преемственность, структурные взаимосвязи в эгалитарных и традиционных измерениях) и механизмов развития гендерной идентичности. Обоснована, разработана, апробирована и внедрена авторская система гендернообразовательных технологий как инновационная структурно-функциональная модель педагогического сопровождения половой социализации подрастающей личности, выявлены психологические условия и приемы развития гендерной компетенции учителей, студентов и учащихся как необходимой составляющей формирования гендерной культуры и эгалитарного сознания учащейся молодежи.
The thesis deals with the conception of researching identification as social and psychological phenomenon of gender differentiation in ontogenesis (from elder pre-school to late adolescent age). In the context of personal-egalitarian paradigm it is stated that sexrole identification is the leading mechanism of students’ gender formation identity on different age stages development which is a process and result of motivationally valuable personal dispositions in their growing up period. According to theoretical principles of gender approach as person oriented and egalitarian, the model of sex-role identity of personality in ontogenesis has been constructed. In interposed original statements in the context of humanistic, genetic and cognitive psychology questions of gender identity genesis have been substantiated in dialectical interconnection with personified image “I” as masculinity-femininity construct on cognitive, emotional and behavioral levels, its content, structure and typological peculiarities for every age stage of growing up have been grounded; the nature of psychological mechanisms and the rules of sex-role identification functioning, the main approaches of its psycho-diagnostics of pre-school, middle school, high school and university students have been defined. The suggested psychological model of sex-role identification helps to generalize external (social-educational) factors and personal determinants of personalization of gender “I”, indicate criteria, levels and indexes of structural-dynamic and typological distinctions of this process, their effect on students’ gender socialization, gender behavior. A systematic module of gender enlightening of teaching staff, different forms of developing and correctional work with students, parents, teachers have been developed and implemented in educational establishments of different levels. The model of gender-educative technologies as educational accompaniment of personal sex socialization in the period of a person’s growing up aimed at gender partnership and personal development, the formation of egalitarian consciousness of schoolchildren with a view of their successful adaptation to personal, professional and civic self-realization has been developed and tested.