У дисертаційпатриархальные отношенияному дослідженні вперше в українській філософській думці
розкрито світоглядні та соціокультурні підвалини ґендерно-рольових
трансформацій сучасного суспільства, виявлено суперечності цього процесу, у
тому числі й конкретно-історичному вимірі сучасного українського буття.
Показано, що незважаючи на істотні інтелектуальні та суспільно-політичні
здобутки фемінізму, його ідеї та соціальні програми не отримали безроздільної
підтримки, що стало причиною пошуків нових соціальних стратегій
забезпечення гендерної рівності у суспільстві, одним з варіантів якої може
стати гендерний паритет, реалізація соціальної програми якого не
супроводжується виразним фемініцидом.
Показано, що сучасний інтелектуальний дискурс пропонує дві основні
програми досягнення ґендерного паритету у суспільстві, який, з одного боку,
може реалізуватися шляхом формування андрогінного типу особистості, а з
іншого – завдяки запровадженню контрактно-договірної системи ґендерної
взаємодії.
В диссертационном исследовании впервые в украинской философской
мысли раскрыты мировоззренческие и социокультурные предпосылки
гендерно-ролевых трансформаций современного общества, выявлены
противоречия этого процесса, в том числе и в конкретно-историческом
измерении современного украинского бытия. С этой целью было
проанализировано своеобразие основных патриархально ориентированных
гендерных программ и показано, что они определялись господствующими в
различные исторические периоды мировоззренческими представлениями и
соответствующими им антропологическими идеалами. Именно они задавали
критерии для определения социальной ценности мужчин и женщин, тем самым
формируя мировоззренческие устои гендерной дискриминации.
Возникновение феминизма стало закономерным следствием
обесценивания идеалов светского гуманизма, которое сопровождалось
всеобщим признанием свободы и равенства главными социальными
приоритетами. Эти требования были закреплены международным правом,
однако не сразу получили свое практическое внедрение, что и обусловило
зарождение женского движения, приверженки которого уделили немало
внимания осмыслению причин подчиненного положения женщины, заодно
направив свои усилия на преодоление гендерной дискриминации.
Несмотря на существенные интеллектуальные и общественно-политические достижения феминизма, его идеи и социальные программы не
получили безоговорочной поддержки, что стало причиной поисков новых
социальных стратегий обеспечения гендерного равенства в обществе, одним из
вариантов которого может быть гендерный паритет, реализация социальной
программы которого не сопровождается феминицидом. Отмечено, что
современный интеллектуальный дискурс предлагает две основные программы
достижения гендерного паритета в обществе, который, с одной стороны, может
реализоваться в процессе преодоления биполярной модели мира путем
формирования андрогинного типа личности, а с другой – благодаря внедрению
контрактно-договорной системы гендерного взаимодействия.
Показано, что безоговорочная склонность современного
интеллектуального дискурса к биполярному разделению общества является
основным источником многочисленных гендерных стереотипов, то есть
исторически сложившихся представлений, которые задают соответствующие
общественным ожиданиям модели поведения и черты характера мужчин и
женщин. Присущая им категоричность тормозит общественных развитие,
ограничивая возможности реализации социального потенциала как мужчин, так
и женщин.
Несмотря на сохранение в украинском общественном сознании целого
спектра патриархальных стереотипов, все еще обусловливающих
дискриминацию мужчин и женщин на семейном и социальном уровнях, с
начала XXI века отчетливо прослеживается тенденция к изменению украинской
гендерной системы. Она обусловлена интенсивным развитием информационнокоммуникативных технологий, способствовавшем росту благосостояния части
украинского населения.
Показано, что одним из важных препятствий на пути утверждения
гендерного равенства и паритетных отношений в Украине остаются
амбивалентные образы коллективной памяти, корректировки содержания
которых требует целенаправленной и согласованной деятельности
государственных институтов и общественных организаций, ориентированных
на демократизацию и консолидацию общества, путем создания условий для
свободного развития каждой личности независимо от пола и гендера.
For the first time in Ukrainian philosophical thought, a dissertation study
revealed the worldview and sociocultural foundations of gender-role transformations
of modern society, revealed the contradictions of this process, including the concrete
historical dimension of modern Ukrainian life. It is shown that despite the significant
intellectual and socio-political achievements of feminism, its ideas and social
programs did not receive undivided support, which led to the search for new social
strategies for ensuring gender equality in society, one of which could be gender
parity, the implementation of the social program of which not accompanied by a
distinct feminicide.
It is shown that modern intellectual discourse offers two main programs for
achieving gender parity in society, which, on the one hand, can be realized through
the formation of an androgynous type of personality, and on the other, through the
introduction of a contract-based system of gender interaction.