Дослідження присвячено проблемі формування мовно-методичної
компетентності майбутніх учителів іноземної мови у початковій школі. На основі теоретичного й методичного аналізу поняття «мовна» та «методична» компетентність визначено інваріантне поняття «мовно-методична
компетентність» як складник професійної підготовки майбутніх учителів іноземної мови для системи початкової освіти. Визначено зміст, структуру та складники мовно-методичної компетентності; розроблено критерії, показники та рівні її сформованості; обгрунтовано педагогічні умови, за яких здійснюється формування мовно-методичної компетентності майбутніх учителів іноземної мови початкових класів.
Теоретичного обгрунтування та експериментального впровадження набула розроблена концепція формування мовно-методичної компетентності, що відображена у відповідній моделі. Розроблено комплекс дидактичних ігор фахово-проблемного спрямування з метою якісного формування мовно- методичної компетентності майбутніх фахівців іноземної мови початкових класів.
В диссертации исследуется проблема формирования лингво-методической компетентности будущих учителей начальной школы. Понятие
лингво-методическая компетентность рассматривается как интерактивное сочетание двух составляющих: лингвистической (языковой) компетентности, как составляющей иноязычно-коммуникативной компетентности, и методической, которая, в свою очередь, является составляющей профессионально-методической компетентности. Таким образом, выделено понятие лингво-методическая компетентность и ее лексическая, грамматическая, фонетическая и орфографическая составляющие по критериям и уровням профессионально-лингвистической компетентности будущего учителя английского языка начальной школы.
Лингво-методическую компетентность учителя иностранного языка
определяем как: а) интегрированную составляющую подготовки, которая охватывает совокупность предметных профессиональных компетенций, и рассматривается как способность использовать иностранный язык в профессиональных учебных целях, способность квалифицированно решать вопросы иноязычного образования учеников начальной школы; б) знания синтаксических, грамматических, лексических, фразеологических, орфографических и семантических закономерностей и применять соответствующие приемы и методы их усвоения, что обеспечивает учебно-методическую готовность для их корректного использования; в) единство теоретической и практической готовности учителя иностранного языка начальных классов для осуществления профессионального иноязычно-коммуникативного общения со школьниками младшего возраста в условиях педагогической практики и последующей педагогической деятельности. Определены условия формирования лингво-методической компетентности будущих учителей иностранного языка в начальной школе: обеспечение мотивации будущих учителей иностранного языка начальной школы и стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов на начальном, основном и заключительном этапах обучения; придание психо-логопедагогическим и методико-технологическим дисциплинам функционального профессинального содержания, целью которого является формирование лингво-методической компетентности будущих учителей иностранного языка начальной школы; обеспечение реализации принципа функциональности дидактической игры с соблюдением условий теоретической и практической подготовки студентов в процессе формирования лингво-методической компетентности будущих учителей иностранного языка начальной школы; направленного лингво-методического взаимодействия студентов и преподавателей.
В процессе исследования впервые выделен данный вид компетентности учителя-языковеда в области начального образования, разработана графико-пространственная структурно-функциональная модель формирования у будущих учителей начальной школы профессионально-педагогической иноязычной компетенции — составляющей профессиональной компетентности учителя начального общего образования с дополнительной специализацией «Язык и литература» (иностранный).
Данная структурно-функциональная модель отражает следующие составляющие: социальный заказ, цели, задачи, структуру лингво-методической компетентности и ее формирование, в частности, мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-процессуальный и рефлексивно-оценочный компоненты, включая критерии иноязычно-коммуникативной и профессионально-методической компетентностей, а также уровни владения данных компетентностей. Определен и разработан комплекс дидактических игр, как способ формирования линво-методической компетентности. Игровая деятельность в начальной школе является очень важным фактором, именно поэтому учителя в условиях своей профессиональной деятельности могут успешно использовать дидактическую игру в будущей профессиональной педагогической деятельности. Обучение иностранному языку младших школьников должно быть ориентировано на игровую форму. Таким образом преимущество игровой деятельности в подготовке учителей начальных классов является мотивированным. Дидактическая игра является главным формирующим фактором влияния на обучения студентов в ВУЗе. Разработанный комплекс дидактических игр вкючает поэтапность их проведения: во время обучения предметам лингво-дидактического и психолого-педагогического циклов; методики обучения иностранного языка в начальных классах; проведения учебной практики и тренингов.
Проверка эффективности разработанных технологий подготовки студентов к профессии учителя английского языка осуществлено в три этапа согласно предложенной модели: подготовительный, основной и заключителный. В качестве критериев определения эффективности специальных технологий формирования исследуемой компетентности выступали три личностные сферы человека: мотивационно-ценностная, когнитивно-деятельностная и
рефлексивно-оценочная. На основе разработанных критериев и показателей сформированности исследуемой компетентности выявлено, что прирост в экспериментальной группе составил на высоком уровне +13,8%, на достаточном +13,1%; в контрольной группе показатели прироста на высоком уровне +3,6%, на достаточном +3,6%.
The research thesis is dedicated to the linguistic and methodological competence formation of the future foreign language teachers of elementary school. The nature of invariant term “linguistic and methodological competence” as the component of professional foreign language teachers’ training of elementary school was defined on the basis of theoretical and methodological analyses of two competences: “linguistic” and “methodological” ones. The content, structure and components of linguistic and methodological competence are determined; its formed criteria, indicators and standards are developed.
An experimental verification of pedagogical conditions and methods of the conception of the linguistic and methodological competence formation within the developed educational model effectiveness is performed. The professional didactical games complex is developed on purpose to linguistic and methodological competence formation of the future foreign language teachers of elementary school.