У дослідженні запропоновано включення в курс математики основної школи системи математичних задач фінансового змісту. До таких задач віднесені задачі на банківські розрахунки, задачі на податки, задачі на сімейний бюджет, задачі на цінні папери та задачі на страхування. Виявлено прийоми, методи та форми навчання, що сприяють активізації пізнавальної діяльності учнів основної школи при роботі з математичними задачами фінансового змісту. Дослідження запропонованої системи математичних задач фінансового змісту та методики її використання підтвердили значний вплив такої діяльності на активність пізнавальної діяльності учнів основної школи. Експериментально доведено зв’язок пізнавальної активності з рівнем успішності учнів. У роботі надані рекомендації щодо відбору математичних задач фінансового змісту до курсу математики основної школи та методів роботи з такими задачами
В диссертации представлена научно обоснованная методика активизации познавательной деятельности учащихся основной школы в процессе роботы с математическими задачами финансового содержания. Применение различных методов, приемов, подходов в процессе решения математических задач финансового содержания раскрыты в ходе диссертационного исследования.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыто понятие «активизации познавательной деятельности». Выделены такие критерии процесса активизации познавательной деятельности учащихся, как формирование познавательного интереса к объекту изучения, увеличение активности в процессе обучения, наличие признаков познавательной активности,
проявление самостоятельности, развитие познавательной самостоятельности.
Проведенный в диссертационном исследовании анализ методической литературы и уроков дал возможность выделить показатели и признаки проявления интереса и активности учащихся основной школы во время решения задач: формулирование вопросов, устранение ошибок в ходе решения задачи, использование ранее изученных фактов, стремление решать нестандартные задачи и задачи повышенной трудности, использование математических знаний в повседневном обиходе, самостоятельное составление задач, помощь одноклассникам, поиск разных способов решения задач и др. Рассмотрено использование педагогических методов и приемов при решении математических задач финансового содержания. В работе обоснована целесообразность использования математических задач финансового содержания в процессе изучения математики в основной школе. В соответствии с психолого-педагогическими особенностями в ходе исследования были определенны виды математических задач финансового содержания для курса математики основной школы: задачи на банковскую деятельность, задачи на налоги, задачи на ценные бумаги, задачи на семейный бюджет, задачи на страхование. Решение задач финансового содержания знакомит учащихся с такими финансовыми понятиями, как сума вклада в банк, процентная ставка, процентные начисления, результативный капитал, общий налогооблагаемый доход, ставка налога, акция, вексель, облигация, страховой тариф, семейный бюджет и другие, а также раскрывает действующие между ними математические закономерности.
Определены цели, место, особенности каждого вида задач; приведены
методические рекомендации эффективного их использования на разных
этапах обучения. Классификация учебных задач финансового содержания,
возможное равномерное ее распределение за учебной программой по математике основной школы раскрываются в приложениях к работе. В исследовании показано, что введение данных видов задач в курс математики основной школы значительно повышает интерес учащихся к изучению математики, что ведет к повышению познавательной активности, познавательной самостоятельности и успеваемости. Проведенный в диссертационном исследовании анализ ученой
деятельности позволяет утверждать, что введение данного вида задач в
школьный курс возможно в связи с заменою задач устаревшего содержания задачами финансовой фабулы, которая актуальна в условиях рыночной экономики нашего государства. В ходе исследования также обоснована доступность и эффективность системы математических задач финансового содержания, которая направлена на формирование и развитие познавательного интереса к математике, расширения кругозора учащихся, повышения активизации познавательной деятельности. Для составления математических задач финансового содержания целесообразно использование реальных финансовых данных государства. В диссертации изложена методика составления задач и отбора необходимой информации для учащихся основной школы.
Подчеркивается возможность использования данных компьютерной системы интернет для получения финансовых статистических данных, которые могут использоваться в задачах. Особое внимание в работе уделяется возможности решения учащимися задач, в которых используются такие данные, которые
окружают их в повседневной жизни. Диссертационное исследование включает рассмотрение методики использования реальной базы финансовых данных в процессе решения математических задач финансового содержания.
Таким образом, познавательная деятельность учащихся основной школы при решении математических задач финансового содержания в соответствии с предложенной методикой активизируется, повышается интерес учащихся к изучению математики в основной школе. Вместе с тем введение математических задач финансового содержания побуждает учащихся к самообразованию и обеспечивает повышение успеваемости. Связь повышения уровня познавательного интереса и успеваемости проверена и доказана в ходе педагогического эксперимента.
The dissertation determinates the methods of cognitive pupils’ activity activation in the process of mathematical tasks solution on financial problems. The thesis work proposes to include the system of mathematical tasks on financial problems into the mathematical course of primary school. Those tasks include bank settlements, tax levy, family budget tasks, securities and insurance. It was fond ways, methods and forms to promote cognitive pupils’ activity in primary school in the process of mathematical tasks solution on financial problems. The investigation of the proposed system of mathematical tasks on financial problem and methods of its usage confirms the great influence on activation of the cognitive pupils’ activity in primary school. The experiments proved the linkage of cognitive activity with the level of pupils’ studies.
The thesis gives the recommendations the way of mathematical tasks on financial problems choosing for the course of mathematics in primary school. Also the thesis gives the methods how to work with the tasks on financial problems.