У роботі висвітлено можливості використання відкритих онлайн-курсів для організації самостійної роботи в навчанні вищої алгебри. Наведено перші результати експериментального дослідження та проведеного серед студентів-учасників експерименту анкетування.
В работе показаны возможности использования открытых онлайн-курсов для организации СРС при обучении высшей алгебре. В связи с новым этапом уменьшения аудиторных часов и увеличением доли СРС в общей учебной нагрузке студента возникла острая необходимость в поиске новых более эффективных средств организации СРС при обучении высшей алгебре в пед. университете. Основываясь на результатах пед. эксперимента, проведенного на базе ФМИ НПУ им. М. П. Драгоманова в 2013-2014 уч. г., показавших, что видеолекция вполне способна обеспечить тот же уровень первичного восприятия материала, как и аудиторная, авторами была выдвинута гипотеза об эффективности использования для организации СРС при обучении высшей алгебре открытого онлайн-курса (т.н. МООС), ключевым ядром которого является последовательность видеолекций.
С целью проверки выдвинутой гипотезы для организации СРС по дисциплине “Алгебра и теория чисел” был разработан и внедрён полноценный открытый онлайн-курс для студентов ІІ курса ФМИ (спец. “Математика”). Опыт внедрения детально освещен в предлагаемой статье. Согласно первым результатам исследования онлайн-курс – эффективное средство формирования навыков самостоятельной деятельности, самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля. Его участниками были продемонстрированы высокие результаты усвоения учебного материала. Кроме того, было констатировано, что студенты с низким уровнем успеваемости после прохождения онлайн-курса показывали значительно более высокие результаты, чем при традиционном обучении, и, наоборот, студенты-отличники усваивали материал несколько хуже. Проведенное среди участников эксперимента анкетирование засвидетельствовало позитивное отношение студентов к подобной форме организации СРС и готовность к периодическому использованию онлайн-курсов в учебном процессе. Таким образом, первое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу об эффективности применения открытых онлайн-курсов для организации СРС при обучении высшей алгебры. Одновременно с этим были сделаны выводы о необходимости продолжения исследований и увеличения их массовости.
Possibilities of using open online courses for the organization of students’ independent work in teaching Higher Algebra are demonstrated in the paper. The first conclusions of the pilot experiment and the analysis of questionnaire survey conducted among the students were made.