У статті розглянуті основні методи діагностики стану рівноваги у дітей дошкільного віку в нормі та з порушеннями опорно-рухового апарату. Проаналізовано вже відомі, традиційні медичні проби з визначенням спроможності дитини зберігати стійке положення тіла в просторі на опорі. Виявлено, що не всі вони можуть бути застосовані для обстеження дітей дошкільного віку в силу технічної складності виконання і особливостей психічного розвитку дошкільнят. Далі були докладно охарактеризовані більш прийнятні для обстеження даного контингенту дітей авторські педагогічні тести з визначення рівня їх статичного і динамічного рівноваги. Особливу увагу було приділено комп'ютерної Стабілометрії як високотехнологічну інструментальу методу оцінки вертикальної пози дитини раннього та дошкільного віку з синдромом постурального дефіциту. Зроблено спробу створення алгоритму комплексного дослідження постуральних механізмів у дітей з порушеннями опорно-рухового апарату на основі поєднання можливостей педагогічних і медичних постурологічних технологій.
В статье рассмотрены основные методы диагностики состояния равновесия у детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проанализированы уже известные, ставшие традиционными медицинские пробы по определению способности ребёнка сохранять устойчивое положение тела в пространстве на опоре. Выявлено, что не все они могут быть применены для обследования детей дошкольного возраста в силу технической сложности выполнения и особенностей психического развития дошкольников. Далее были подробно охарактеризованы более приемлемые для обследования данного контингента детей авторские педагогические тесты по определению уровня их статического и динамического равновесия. Особое внимание было уделено компьютерной стабилометрии как высокотехнологичному инструментальному методу оценки вертикальной позы ребёнка раннего и дошкольного возраста с синдромом постурального дефицита. Сделана попытка создания алгоритма комплексного исследования постуральных механизмов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе сочетания возможностей педагогических и медицинских постурологических технологий.
The article discusses the main methods of equilibrium state diagnosing in preschool children with normal health status and with musculoskeletal system disorders. It was analyzed already known traditional medical tests to determine the ability of a child to maintain a stable body position in space on a horizontal plane. It was revealed that not all of them can be used for examination of preschool children due to the technical complexity of implementation and the peculiarities of the mental development of preschool children. Further, the author’s pedagogical tests for determining the level of their static and dynamic equilibrium, which are more acceptable for the examination of this children group, were described in detail. Special attention was paid to computer stabilometry as a high-tech instrumental method for assessing the vertical posture of a child of early and preschool age with postural deficit syndrome. An attempt has been made to create an algorithm for the integrated study of postural mechanisms in children with musculoskeletal system disorders based on a combination of pedagogical and medical posturological technologies.