Сьогодні в багатьох державах на зміну застарілої навчально-дисциплінарної моделі освіти приходить особистісно орієнтована модель. Освіта повертається до формули класичної старовини: вчимося не для школи, а для життя. Стаття присвячена ретроспективному розгляду деяких найбільш вагомих ідей, які стосуються музичної освіти і виховання дітей в різні історичні періоди. За своїм змістом, значущості, прогресивності вони і сьогодні актуальні і можуть бути віднесені до гуманістичних.
Сегодня во многих государствах на смену устарелой учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно ориентированная модель. Образование возвращается к формуле классической старины: учимся не для школы, а для жизни. Статья посвящена ретроспективному рассмотрению некоторых наиболее весомых идей, которые касаются музыкального образования и воспитания детей в разные исторические периоды. По своему содержанию, значимости, прогрессивности они и сегодня актуальны и могут быть отнесены к гуманистическим.