Вважаючи на те, що теорія границь є однією з найважчих тем для сприйняття не тільки
учнями, але й студентами, виникає необхідність, на нашу думку, в перегляді методологічних підходів
до викладання теми. Аналіз останніх досліджень показує на необхідність збільшення методико-
дидактичної бази. Метою статті є розробка тестових завдань, застосовних в загальноосвітніх та
вищих навчальних закладах, для діагностики, контролю навчання та надання методичних
рекомендацій щодо їх застосування. Авторами запропонована система тестових завдань, які в
різній комбінації можуть слугувати різним цілям. Акцент робиться на завданнях, використання яких
сприяє формуванню та контролю вмінь доводити твердження теорії границь. В статті наведені
приклади різних типів тестових завдань (з однією правильною відповіддю, на вибір декількох
правильних відповідей, на відповідність тощо) для окремих видів завдань теми “Теорія границь”.
Перспективу вбачаємо в подальшому розширені бази тестових завдань, створенні курсу
дистанційного навчання та впроваджені тестів в систему онлайн-тестування.
Изучая изменения учебных программ в историческом контексте, можно отметить, что
учебные часы на изучение темы “Теории пределов” то увеличивают, то убирают вообще, то
оставляют условно. Это показывает насколько спорный вопрос для методистов-разработчиков
учебных программ: не включать в школьный курс данную тему или включать, но в каком объеме.
Отметим, что эти понятия достаточно важны, чтобы влиять на формирование знаний всего
курса начала анализа в средней школе. У большинства детей отсутствует четкое и глубокое
понимание темы, их неполные и неточные знания сводятся к навыкам нахождения производной
функции, построения графика функции по схеме и т.д. А для студентов такая формальность
вообще недопустима. Учитывая то, что теория пределов является одной из самых тяжелых тем
для восприятия не только для учеников, но и для студентов, возникает необходимость, по нашему
мнению, в пересмотре методологических подходов к её преподаванию. Анализ последних
исследований показывает необходимость развития методико-дидактической базы, которая
обеспечила бы непрерывность в обучении и способствовала интеграции университета и школы.
Целью статьи является разработка тестовых заданий, применимых в общеобразовательных и
высших учебных заведениях для диагностики процесса обучения, и предоставление методических
рекомендаций по их применению. Авторами предложена система тестовых заданий, которые в
разной комбинации могут служить различным целям. В статье приведены примеры различных
типов тестовых заданий (с одним правильным ответом, с выбором нескольких правильных ответов,
на соответствие и т.д.) для отдельных видов задач темы “Теория границ”. При этом акцент
делается на задачах, использование которых способствует формированию и контролю умений
доказывать утверждения теории пределов (для этой цели предложены к использованию тестовые
задания с пропусками, на порядок доказательства, с одним правильным ответом, с полным
ответом и др.).
С помощью тестовых заданий можно разнообразить практические занятия, сделать их более
интересными и упростить работу преподавателя. Перспективу видим в дальнейшем расширении
базы тестовых заданий, создании курса дистанционного обучения и внедрении тестов в систему
онлайн-тестирования.
The theory of limits is one of the most difficult themes for pupils and students. That is why it is need to
review the methodological approaches to teaching of this theme. Aim of the article is to develop tests
applicable in secondary and higher education. The authors have proposed system of test items which in
various combinations can serve for different purposes. Emphasis is on the tasks for the formation and
control of skills to prove allegations of the theory of limits. In the future, the base of the test tasks, creating of
distance learning course, and implementation them into the system online testing will further expanded.