Розглядається оцінювання розвитку пізнавальної активності учнів у процесі навчання фізики
на рівні стандарту під час проведення педагогічного експерименту. Досліджувався вплив розробленої
методики відповідно до основних компонентів (мотиваційний, емоційно-вольовий, змістово-
процесуальний та компонент соціальної орієнтації) структурно-функціональної моделі розвитку
пізнавальної активності старшокласників. Показані результати анкетування учнів і вчителів,
результати яких свідчать про низький рівень інтересу вчителів до проблеми розвитку пізнавальної
активності учнів. Доведено ефективність розробленої методики навчання фізики на рівні
стандарту для розвитку пізнавальної активності старшокласників.
Современная философия образования и стратегия ее реформирования
характеризуются активными поисками новаций в теории и практике обучения, а также
целенаправленным внедрением рациональных и эффективных подходов к организации
учебно-познавательной деятельности подрастающего поколения. На сегодняшнем этапе
развития общества функционирования системы образования происходит в условиях
разнообразия методологических подходов, разработки новых норм и принципов обучения.
Теоретической базой этого служат научные исследования ведущих психологов и педагогов,
а практической - нормативные государственные документы.
Актуальными на сегодня является вопрос развития познавательной активности
старшеклассников в профильных классах. Физика как отрасль знаний является
неотъемлемой составляющей культуры современного высокотехнологического
информационного общества, а поэтому изучение в школе соответствующего учебного
предмета имеет важное социокультурное, образовательное, мировозрение и
воспитательное значение.
Рассматриваются оценки развития познавательной активности учащихся в
процессе обучения физике на уровне стандарта при проведении педагогического
эксперимента. Результаты экспериментальной проверки подтверждают эффективность методики обучения физике на уровне стандарта, в основу которой положено структурно-
функциональную модель развития познавательной активности учеников старших классов и
доказывают, что соблюдение предложенной методики через реализацию в учебном процессе
всех составляющих модели способствует формированию необходимых (ключевых,
общепредметных, предметных, межпредметных, коммуникативных) компетенций и
развития познавательной активности, проявляется в том числе в инициативно-
действенном отношении к познавательной деятельности, проявлении настойчивости и
саморегуляции, осознании смысла самосовершенствования и тому подобное.
The evaluation of cognitive activity of students in the process of teaching physics at
standard level during the pedagogical experiment is considered. It is analysed the effect of the
developed methodology in accordance with the major components (motivational, emotional and
willing, content and procedural components of social orientation) structural and functional models
of the cognitive activity of senior pupils. Results shown are questioning students and teachers
whose results indicate a low level of interest of teachers to the problem of cognitive activity of
students.The efficiency of the developed methodology in teaching physics at standard level of
cognitive activity for high school students is proved.