У статті подано одну з можливих класифікацій загальнонавчальних умінь учнів, розроблену
з урахуванням особливостей компетентнісного підходу до навчання. Описано можливість їх
комплексного розвитку в учнів основної школи в навчанні фізики через розв’язання системи
навчально-пізнавальних задач: практико-орієнтованої, навчально-практичної, навчальної, навчально-дослідницької.
В статье представлена одна из возможных классификаций общеучебных умений
учащихся основной школы, которые возможно формировать и развивать при изучении
физики. Классификация разработана в соответствии с особенностями компетентностного подхода к обучению, возможностями курса физики, возрастными
особенностями подростков.
Выделены две группы общеучебных умений: учебно-управленческие, учебно-
познавательные. К учебно-управленческим умениям отнесены: учебно-организационные
(целеопределения, планирования деятельности, создания внешних условий для
деятельности); контрольно-оценочные (контрольные, оценочные). Учебно-познавательные
умения представлены: учебно-логическими (анализировать, синтезировать, сравнивать,
обобщать, систематизировать, работать с научными понятиями, высказывать суждения,
делать умозаключения); методологическими (наблюдать, описывать, измерять,
прогнозировать, моделировать, экспериментировать); учебно-коммуникативными
(информационными, интерактивными, перцептивными).
Учебно-управленческие умения обеспечивают организацию, контроль и оценку
учебно-познавательной деятельности учащихся. Учебно-познавательные умения направлены
на объект деятельности и обеспечивают его познание. В совокупности общеучебные умения
обеспечивают способность учащихся совершать учебно-познавательную деятельность и
определяют деятельностный компонент учебно-познавательной компетентности.
В статье описана возможность комплексного развития общеучебных умений у
учащихся основной школы при обучении физики на основе решение системы учебно-
познавательных задач: практико-ориентированной, учебно-практической, учебной, учебно-
исследовательской. Последовательное решение выделенных учебно-познавательных задач
соответствует этапам развития общеучебных умений, требует использования того или
иного умения, что обеспечивает их комплексное развитие.
The article shows one of the possible classifications of general educational skills of
students, which is designed in accordance with the characteristics of the competence approach to
learning. Described the possibility of their integrated development in primary school students in
learning physics through the solution of a system of educational and cognitive tasks: a practiceoriented,
practical training, educational, and research.