Цель: совершенствование технического мастерства спортсменов высокой квалификации в соревновательных видах легкой атлетики на основе определения требований, предъявляемых к тренировочным средствам в процессе
технической подготовки высококвалифицированных легкоатлетов. Материал: систематизированы данные более 60 литературных источников, касающихся структурных компонентов технического мастерства и содержания технической
подготовки высококвалифицированных легкоатлетов на различных этапах годичного тренировочного цикла. Проведен экспертный опрос 36 тренеров, которые имеют опыт работы со спортсменами высокой квалификации; проанализированы документы планирования тренировочного процесса; осуществлен анализ дневников спортсменов (n=244) и определены оптимальные критерии оценки технического мастерства. Результаты: представлены основные положения совершенствования технического мастерства спортсменов высокой квалификации в соревновательных видах легкой атлетики. Освещены основные проблемы совершенствования их технического мастерства на современном этапе, особенности методики технической подготовки. Установлены основные приоритеты построения технической подготовки высококвалифицированных легкоатлетов на каждом этапе многолетнего совершенствования. Определена динамика объема соревновательной практики и требования к подбору тренировочных средств технической направленности. В результате анализа научно-методической литературы дополнены данные, касающиеся биомеханических критериев оценки технического мастерства спортсменов высокой квалификации в легкой атлетике. Выводы. Эффективность методики тренировки высококвалифицированных спортсменов определяется реализацией
технического потенциала, накопленного на предыдущих этапах, в конечный соревновательный результат. Этого можно достичь за счёт определения рационального соотношения средств и методов различной направленности, где ведущим будет использование упражнений, направленных на совершенствование высокого уровня технической подготовленности легкоатлетов.
Мета: удосконалення технічної майстерності спортсменів високої кваліфікації в змагальних видах легкої атлетики на основі визначення вимог, що висуваються до тренувальних засобів у процесі технічної підготовки висококваліфікованих легкоатлетів. Матеріал: систематизовано дані більш ніж 60 літературних джерел щодо структурних компонентів технічної майстерності й змісту технічної підготовки висококваліфікованих легкоатлетів на різних етапах річного тренувального циклу. Проведено експертне опитування 36 тренерів, які мають досвід роботи зі спортсменами високої кваліфікації; проаналізовано документи планування тренувального процесу; здійснено аналіз щоденників спортсменів (n=244) та визначені оптимальні критерії оцінки технічної майстерності. Результати: представлено основні положення удосконалення технічної майстерності висококваліфікованих спортсменів у змагальних видах легкої атлетики. Висвітлено основні проблеми удосконалення технічної майстерності
висококваліфікованих спортсменів у легкій атлетиці на сучасному етапі, особливості методики технічної підготовки. Установлено основні пріорітети побудови технічної підготовки висококваліфікованих легкоатлетів на кожному етапі багаторічного удосконалення. Визначено динаміку обсягу змагальної практики й основні вимоги до підбору тренувальних засобів технічної спрямованості. У результаті аналізу науково-методичної літератури доповнено дані щодо біомеханічних критеріїв оцінки технічної майстерності спортсменів високої кваліфікації в легкій атлетиці. Висновки: ефективність методики тренування висококваліфікованих спортсменів визначається реалізацією технічного потенціалу, що накопичений на попередніх етапах підготовки, в кінцевий змагальний результат. Цього можна досягти за рахунок виявлення раціонального співвідношення засобів і методів різної спрямованості, де провідним буде використання вправ, що направлені на удосконалення високого рівня технічної підготовленості легкоатлетів.
Purpose: the improvement of technical skills of highly skilled athletes in track and field by means of finding requirements imposed on training means in technical skills preparation of highly skilled athletes. Material: the data of more than 60 literary sources that refer to structural components of technical skills and to technical preparation contents of highly skilled athletes at the different stages of an one-year training cycle are systematized. We conducted an expert survey of 36 coaches, who have experience of working with highly skilled athletes. The planning documents of the preparation process are analyzed. The analysis of athlete’s training diaries are held. Optimal evaluation criteria of technical skills is determined. Results: the basic regulations of highly skilled athlete's technical skills improvement in competitive arts of track and field are represented. The basic problems of highly skilled athlete's technical skills improvement in track and field at the present stage and the peculiarity of technical preparation methods are illustrated. The basic priorities of highly skilled athletes' technical preparation construction at the each stage of many years preparation are established. The dynamics of competitive practice's extent and the basic demands to selection of technical direction's preparation methods are determined. In the result of the scientific and methodical literature research the data that refers to biomechanical standard of judgment of highly skilled athlete's technical skills in track and field is completed. Conclusions: The effectiveness of preparation methods of highly skilled athletes depends on realization of technical skills capacity in competition result. This can be achieved by means of the definition of rational correlation of means and methods of different orientation. The main must be the use of exercises, which improve technical skills of athletes.