Стаття присвячена проблемі одного з напрямків соціалізації розумово відсталих учнів, а саме – формування
уявлень про майбутню сім’ю, адже входження у доросле самостійне життя, безпосередньо, пов’язано із створенням власної
сім’ї. В статті проаналізовано з якими проблемами стикаються випускники допоміжних шкіл в процесі створення власної сім’ї
та причини їх виникнення. Наведено результати дослідження, на меті якого було вивчення в учнів 7-х та 9-х класів
допоміжної школи характеру знань про сімейно-шлюбні відносини та уявлень про власну майбутню сім’ю, особливостей
прояву емоційно-оцінного ставлення до майбутньої сім’ї та сім’ї батьків, особливостей прояву статево-рольової поведінки
розумово відсталих хлопців та дівчат. Також, в статті представлено програму з формування уявлень про майбутню сім’ю у
підлітків з вадами розумового розвитку.
Статья посвящена проблеме одного из направлений социализации умственно отсталых учащихся, а именно –
формированию представлений о будущей семье, ведь вхождение во взрослую самостоятельную жизнь, непосредственно,
связано с созданием собственной семьи. В статье проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются выпускники
вспомогательных школ в процессе создания собственной семьи и причины их возникновения. Приведены результаты
исследования, целью которого было изучение у учащихся 7-х и 9-х классов вспомогательной школы характера знаний о
семейно-брачных отношениях и представлений о собственной будущей семье, особенностей проявления эмоционально-
ценностного отношения к будущей семьи и семье родителей, особенностей проявления поло-ролевого поведения
умственно отсталых мальчиков и девочек. Также, в статье представлена программа по формированию представлений о
будущей семье у подростков с нарушениями умственного развития.
The article deals with one of the directions of socialization of mentally retarded students. The main direction is the
formation of ideas about the future family, as the entry into adult independent life is directly related to the creation of their own family.
The article analyzes the problems of special schools leavers who face the problem in the process of creating their own family, and
their causes. The results of the study are given, the purpose of which is to examine the students of the 7th and 9th forms of a special
school. The main task is to study the nature of knowledge about family relations and perceptions about their own future family,
peculiarities of displaying emotive attitude towards the future of their family and the parents’ family and peculiarities of displaying sex and role behavior of mentally retarded boys and girls. The article introduces the concept of the program to form the ideas about the
future family of adolescents with intellectual disabilities.