У статті розглядаються питання розвитку самостійності учнів спеціальної школи-інтернату як фактору їхньої
соціалізації й адаптації у навколишньому середовищі та суспільно-громадському житті. Здійснено аналіз загальної та
спеціальної психолого-педагогічної й методичної літератури за зазначеною проблемою. Обґрунтовано корекційно-виховній
потенціал позаурочної діяльності з формування та розвитку самостійності розумово відсталих школярів. Розкрито основні
завдання, форми позакласної роботи. З’ясовано окремі педагогічні умови розвитку самостійності вихованців спеціальних шкіл-
інтернатів у різноманітних видах діяльності, серед яких особлива увага приділяється ролі суспільно-корисній та трудовій праці.
Окреслено вимоги щодо організації індивідуальних справ і доручень як одного із напрямків розвитку самостійності учнів.
В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности учащихся специальной школы-интерната как
фактора их социализации и адаптации в окружающей действительности и социально-общественной жизни.
Проанализирована общая, специальная психолого-педагогическая и методическая литература по рассматриваемой
проблеме. Авторами раскрывается коррекционно-воспитательный потенциал внеурочной деятельности по формированию и
развитию самостоятельности учащихся с нарушениями умственного развития. Определены основные задачи и формы
внеклассной работы, обобщены эффективные педагогические условия развития самостоятельности воспитанников
специальных школ-интернатов в различных видах деятельности, из которых особое внимание уделяется роли
общественно-полезной и трудовой деятельности. Обоснованы требования по организации индивидуальных дел и
поручений как одного из направлений развития самостоятельности умственно отсталых учащихся.
The questions of development of self-dependence of pupils of special boarding school as a factor of their socialization and
adaptation in surrounding, social and public life are examined in the article. The analysis of general and special psychological and
educational, methodological literature on this problem is carried out.
Correctional and educational potential of extracurricular activities on the formation and development of the selfdependence
of mentally retarded pupils is grounded. The basic tasks and forms extracurricular activities are disclosed.
Some pedagogical conditions of development of self-dependence of pupils of special boarding schools in various activities
are defined, among which the special attention is given to the role of social and useful, labor work. The requirements of organization
of individual matters and errands as one of the directions of development of self-dependence of pupils are outlined.