DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9982
Title: Мова новел Григорія Косинки: структурно-функціональний аспект
Authors: Сапун, Мар'яна Вікторівна
Keywords: індивідуальний стиль письменника
мовна картина світу
лексико-семантичне поле
стилістичне забарвлення різнорівневих мовних одиниць
индивидуальный стиль писателя
лексико-семантическое поле
языковая картина мира
стилистическая окраска разноуровневых языковых единиц
individual style
idiostyle, the languages of the world
the stylistic coloring
the stylistic marking
lexical-semantic sphere
archetype, phraseology unit
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
Citation: Сапун М. В. Мова новел Григорія Косинки: структурно-функціональний аспект : автореф. дис. ... канд. філол. наук : 10.02.01 / М. В. Сапун ; керівник роботи В. В. Чумак ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
Abstract: У дисертації здійснено структурно-функціональний аналіз мови новел Григорія Косинки, з’ясовано основні принципи естетичної інтерпретації дійсності відомим українським письменником та визначено зумовлені цими принципами мовні домінанти авторського стилю. Встановлено особливості функціонування стилістично-нейтральних та маркованих одиниць різних мовних рівнів в ідіостилі митця. Досліджено граматичні, структурні й семантичні різновиди авторських метафор, проаналізовано вжиту у новелах Григорія Косинки лексику на позначення архетипних стихій, визначено її стилістичну та смислотворчу роль, розглянуто специфіку використання стилістично маркованої військової термінології, фразеологічних та синтаксичних одиниць.
Диссертация посвящена исследованию структурно-семантических и функциональных особенностей идиостиля Григория Косынки на разных уровнях языка: лексическом, фразеологическом, синтаксическом. В работе анализируются точки зрения ученых-лингвистов на проблему исследования индивидуального стиля конкретного писателя, изучаются особенности и причины соотношения использованных автором стилистически нейтральных и маркированных языковых средств. Рассматриваются понятия “индивидуальный стиль”, “идиостиль”, “идиолект”, “языковая картина мира” и их соотношения. Термины “идиостиль” и “индивидуальный стиль” используются как синонимы с общим значением – целостная система словесно-изобразительных средств отдельного писателя, которые выполняют эстетическую функцию и выделяют язык конкретного писателя среди других, система, которая сформировалась под воздействием этнических, социальных и исторических факторов, а также особенностей мировосприятия автора. Одной из наиболее важных особенностей индивидуального стиля Григория Косынки является присутствие в созданной им художественной картине мира двух смысловых доминант: человека и общества, которые взаимодействуют с центром языковой картины мира автора – образом Украины. В диссертации исследуются основные концептуальные параметры компонентов словесно-образной системы писателя. Системно проанализировано использованную в новеллах Григория Косынки лексику для обозначения архетипных стихий, определено её стилистическую и смыслообразовательную роль. В концептуальной картине мира Григория Косынки определены четыре главных концепта-архетипа: Земля, Вода, Воздух, Огонь, которые в авторской языковой картине мира формируют соответственные лексико-семантические поля для обозначения этих стихий, в структуре которых языковые единицы могут стилистически изменяться с целью образования более широких художественных образов или даже превращаться в слова-символы. Исследованы грамматические, структурные и семантические разновидности авторских метафор. В изучаемых метафорах Григория Косынки прослеживается авторская антропоцентрическая и общественно-политическая направленность языковых средств, вершиной которой является изображение Украины как земли, страны и сообщества людей. Использование военной терминологии на фоне нейтральной лексики в художественном творчестве Григория Косынки представляется одной из характерных особенностей идиостиля писателя: терминологические единицы как маркированное словесное средство научного стиля в художественных текстах автора приобретают новые стилистические функции. На синтаксическом уровне наиболее характерным признаком своеобразия идиостиля Григория Косынки является использование односоставных предложений глагольного типа: определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, среди которых предпочтение отдается первым, что связано со спецификой диалогичности в новеллистике как жанре. Искусно используя образность лексических и фразеологических единиц, изобразительных возможностей украинского литературного языка на синтаксическом и стилистическом уровнях, Григорий Косынка гармонично формирует собственную систему языково-стилистических признаков индивидуально-авторской языковой картины мира.
In the thesis the structural-functional analysis of the language of Hrigoriy Kosynka's short-stories was made; the main principals of the esthetical interpretations of the reality used by Hrigoriy Kosynka's were the cleared up and the reality language dominations caused by these principals of the author's style were determined. The peculiarities and causes of the ration between the stylistically neutral and marking means of the language used by the writer were fond out. The structural and semantically varieties of the author's metaphors were investigated; the vocabulary and marking of the archetypical elements were analyzed systematically; the stylistically and semantic part of the vocabulary was determined; the features of the using of the marking military terminology, phraseology and syntax units were investigated. The thesis is the first attempt to create the language image of the famous Ukrainian short-stories writer Hrigoriy Kosynka's, clarifying the peculiarities of the language of his words.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9982
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Sapun.pdf327.63 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.