DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9981
Title: Тестування як засіб діагностики креативного мислення старшокласників у процесі навчання фізики
Authors: Шевченко, Ольга Сергіївна
Keywords: тест
тестування
класифікація тестів
діагностика та розвиток креативного мислення
комп’ютерна програма тестування
личностно ориентированное обучение физике
тесты
тестирование
классификация тестов
диагностика и развитие креативного мышления
компьютерная программа тестирования
tasks of tests
creativity
classification of tests
thinking
specifically oriented physics learning process
drafting and structure of tests
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво НПУ ім. М. П. Драгоманова
Citation: Шевченко О. С. Тестування як засіб діагностики креативного мислення старшокласників у процесі навчання фізики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. С. Шевченко ; керівник роботи Є. В. Коршак ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 19 с.
Abstract: Доведено, що тест як оперативний і масовий педагогічний засіб здійснює у навчально-виховному процесі з фізики не лише контролюючу, а й виховну, розвиваючу й навчаючу функції за умов педагогічно обґрунтованого його використання в оптимальному поєднанні з традиційними засобами й формами організації роботи учнів і вчителя. Удосконалено модель навчально-виховного процесу з фізики з використанням тестів для діагностики та розвитку креативного мислення учнів старших класів загальноосвітніх навчальних закладів. У центрі запропонованої моделі знаходяться тести, які враховують сутність і специфіку всіх вищезазначених компонентів та сприяють досягненню цілей навчально-виховного процесу з фізики в старших класах загальноосвітніх навчальних закладів. Удосконалено вимоги щодо складання тестів з фізики. Запропоновано класифікацію тестів, що ґрунтується не на формі побудови тестових завдань, а на особливостях їх формулювання та побудови тесту в цілому, зокрема: • тести для формування і розвитку особистості на уроках фізики; • тести з коментарями (для систематизації, конкретизації та поглиблення знань учнів); • тести для підвищення ефективності розв’язання фізичних задач; • тести для роботи з елементами фізичних проектів; • тести для підвищення ефективності виконання лабораторних робіт з фізики. Експериментально підтверджено, що спеціально розроблені науково обґрунтовані тести забезпечують якісну діагностику та розвиток креативного мислення учнів загальноосвітніх навчальних закладів. Вперше розроблена й упроваджена комп’ютерна програма для діагностики і розвитку креативного мислення учнів старших класів загальноосвітніх навчальних закладів. Доведено, що при роботі з комп’ютерною програмою тестування в учасників тестування формується позитивне ставлення до тесту та адекватна самооцінка рівня власних навчальних досягнень, що значно збагачує процес пізнання і підвищує рівень мотивації до вивчення фізики. Результати дослідження можуть бути використані при розробці та використанні тестових завдань з фізики у загальноосвітніх навчальних закладах з метою вдосконалення навчально-виховного процесу. Розроблена комп’ютерна програма може бути використана для підготовки учнів до зовнішнього незалежного оцінювання.
Современная теория мышления приобрела междисциплинарный характер и становится одной из фундаментальных, поэтому она исследуется многочисленными науками, в том числе и методикой обучения физике в общеобразовательных учреждениях. Развитие личности учащегося в системе личностно ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса по физике в общеобразовательном учреждении, прежде всего, предусматривает совершенствование мышления, в том числе и естественнонаучного. А это, в свою очередь, предполагает усовершенствование системы текущего и итогового контроля уровня учебных достижений, качества и глубины знаний и умений ученика и степени объективности их оценивания. В последние годы в дидактической, психологической и методической научной литературе идёт речь о теории и практике применения с этой целью разного рода тестов. Поэтому мы считаем оправданной цель диссертационной работы – исследование вопроса о том, какой мерой тестирование совершенствует и обогащает методику обучения физике в общеобразовательных учреждениях, несмотря на то, что практика использования тестов во многих странах мира уже имеет многолетнюю историю, своих приверженцев и противников. В диссертации показано, что тест как оперативное и массовое педагогическое средство может осуществлять в учебно-воспитательном процессе по физике не только контролирующую, но и воспитательную, развивающую и обучающую функции при условии научно обоснованного его использования, в оптимальном сочетании с традиционными средствами и формами организации работы учеников и учителя. Предложена модель учебно-воспитательного процесса по физике с использованием тестов для диагностики уровня и развития креативного мышления старшеклассников общеобразовательных учреждений, а также усовершенствованы требования к их составлению. Разработана классификация тестов для диагностики и развития креативного мышления учащихся, основанная не на формах построения тестовых заданий, а на особенностях их использования в учебно-воспитательном процессе по физике, а именно: • тесты для формирования и развития личности на уроках физики; • тесты с комментариями (для систематизации, конкретизации и углубления знаний учеников); • тесты для повышения эффективности решения физических задач; • тесты для работы с элементами физических проектов; • тесты для повышения эффективности выполнения фронтальных лабораторных работ по физике. Показана возможность и доказана педагогическая целесообразность использования тестов для контроля не только теоретических знаний, но и уровня экспериментальных умений и навыков учащихся, а также для решения физических задач. Разработана и внедрена компьютерная программа для диагностики и развития креативного мышления учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, которая может быть использована при их подготовке к внешнему независимому оцениванию, включающая в себя оценку результатов тестирования учителем и самим учеником. Данная программа также позволяет учащемуся получить соответствующую теоретическую справку к тестовому заданию, комментарии к каждому вопросу и ответу. Показана возможность интенсификации учебно-воспитательного процесса по физике благодаря компьютеризации тестового контроля знаний без дополнительной перегрузки учащихся. Доказано, что в процессе работы с данной программой тестирования у тестируемых формируется позитивное отношение к тесту и адекватная самооценка уровня знаний, что значительно обогащает процесс познания и повышает уровень мотивации изучения физики. Проведенное нами исследование предлагает широкое внедрение тестирования учащихся и методические подходы для его реализации в учебно-воспитательном процессе по физике. Учитывая существующую систему внешнего независимого оценивания знаний учащихся, предложенную модель учебно-воспитательного процесса по физике с использованием тестов для диагностики и развития креативного мышления старшеклассников можно положить в основу подготовки учителей в педагогических ВУЗах и институтах последипломной подготовки учителей. Результаты исследования могут быть использованы при составлении тестов для учебно-воспитательного процесса по физике в общеобразовательных учреждениях, а также для подготовки учащихся к внешнему независимому оцениванию.
The dissertation deals with scientifically grounded methods of testing realization for the development of the pupils' creative thinking at physics lessons and with requirements for the contents and structure of such tests. Peculiarities of controlling and estimating the senior pupils` knowledge are analyzed with the help of various tests. Offered author classification of tests. Classification of tests is worked out for diagnostics and development of creative thought of student, based not on the forms of construction of test tasks, and on the features of their use in educational educator process on physics, namely: • are tests for forming and development of personality on the lessons of physics; • are tests with comments (for systematization, specification and deepening of knowledge of students); • are tests for the increase of efficiency of decision of physical tasks; • are tests for work with the elements of physical projects; • are tests for work with the elements of physical. The usage of the tests is performed as possible and expedient not only for checking the pupils' theoretical knowledge but also for their practical ability and skill and also for solving physics tasks; It is shown that special computer programs can be used to raise the level of objectivity and effectiveness of the controlling function in physics learning process. The results of the pedagogical experiment are checked, which leads to the conclusion that the proposed system of working out and using the tests can raise the level of forming the pupils' creative thinking in the system of specifically oriented studies of physics.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9981
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Shevchenko.pdf291.93 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.