Здійснено філософський аналіз суперечностей між інновацією та традицією, уніфікацією та плюралізмом феномену стандартизації вищої освіти. Доведена принципова можливість урегулювання цих суперечностей через антиципативну стандартизацію.
Концептуалізовано поняття “стандартизація вищої освіти” і “стандарт вищої освіти”. Проаналізовано теоретичні та методологічні засади стандартизації вищої освіти у сучасному філософському, історичному, педагогічному, економічному, управлінському дискурсах. Окреслено філософські виміри цього феномену як соціокультурного явища, досліджено його онтологію, людиновимірні та аксіологічні орієнтири.
Обґрунтовано цілі (креативність та інноваційність, посибілістське мислення, адаптивність) та завдання антиципативної стандартизації вищої освіти. Запропоновано принципи випереджуючої стандартизації вищої освіти України – системності, адекватності, проактивності, ефективності, особистісної зорієнтованості, достатності, необхідності, однозначності, варіативності, самооновлення.
В работе осуществлен философский анализ противоречий стандартизации высшего образования как способа сохранения украинских традиций на пути в европейское и мировое образовательное пространство. Определено, что стандартизация высшего образования в Украине не лишена противоречий между инновацией и традицией, унификацией и плюрализмом. Обоснована принципиальная возможность урегулирования противоречий высшего образования на пути от индустриальной стандартизации к антиципативной стандартизации общества знаний.
Определены философские измерения стандартизации высшего образования как социокультурного явления, путем исследования ее социокультурной природы, человекомерных и аксиологических ориентиров. В результате детального изучения истории становления высшего образования как социального института, установлено наличие коэволюционной связи между человеческой культурой, господствующими в обществе представлениями о надлежащем общественном порядке и характером стандартизации высшего образования. Концептуализовано понятие «стандартизация высшего образования», под которым понимается социально-образовательный феномен непрерывного становления и упорядочения системы стандартов высшего образования посредством усовершенствования совокупности нормативно-правовых документов для их всеобщего и многократного применения с целью оптимального сочетания требований общества к людям с высшим образованием и возможностями системы высшего образования по удовлетворению этой потребности.
Обоснованы цели и задачи антиципативной стандартизации высшего образования с учетом потребностей личности и приоритетов современного украинского общества. Целями стандартизации предложены креативность и инновационность, посибилистское мышление, адаптивность. Исходя из целей определены актуальные задачи стандартизации высшего образования по пяти уровням – глобальном (создать условия для поддержания мирового порядка; обеспечить становление информационного общества; создать общепризнанный международный стандарт разработки стандартов); региональном (обеспечить создание единого европейского образовательного пространства; повысить конкурентоспособность европейского образовательного рынка и европейского рынка труда; создать условия мобильности ученых, преподавателей, студентов, а также высококвалифицированной рабочей силы); национальном (гарантировать право каждого гражданина на качественное и доступное образование, обеспечить реализацию общегосударственных приоритетов развития; способствовать международному авторитету украинского государства); отраслевом (верифицировать стандарты высшего образования практикой определенной отрасли; обеспечить корреляцию подготовки специалистов различными вузами в рамках одной отрасли; способствовать взаимопроникновению практики различных отраслей); вузовском (гарантировать вузовскую автономию; обеспечить гармонию традиций и инноваций в высших учебных заведениях; оптимизировать использование материальных и интеллектуальных ресурсов, а также времени).
На основе анализа актуальных европейских и мировых тенденций предложено принципы антиципативной стандартизации высшего образования Украины – системности, адекватности, проактивности, эффективности, личностной ориентированности, достаточности, необходимости, однозначности, вариативности, самообновления. Постулируется идея равнозначимости принципов антиципативной стандартизации высшего образования в противовес идеализации любого отдельного из них.
Philosophic analysis of contradiction was carried out between innovation and tradition, unification and pluralism of high education standardization phenomenon. Principled possibility of settlement these conflicts proved through anticipative standardization.
Conception “high education standardization” and “high education standard” was concepted. The theoretical and methodological bases of high education standardization in modern philosophical, historical, pedagogical, economic and management colloquy were analyzed. The philosophic dimensions of this phenomenon as social-cultural phenomenon were determined, its ontology, human-measurable and axiological guidelines were examined.
Goals (creatively and innovation, thinking, adaptability) and task of anticipative high education standardization were substantiated. Such principles of forestall high education standardization as systematic, adequate, pro-activity, efficiency, personal orientation, adequacy, necessity, uniqueness, variability, self-renewal were offered.