DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9973
Title: Підготовка майбутніх соціальних педагогів до профілактики наркотичної залежності серед старшокласників
Authors: Тютюнник, Ольга Вікторівна
Keywords: професійна підготовка
готовність
модель підготовки фахівця
організаційно-педагогічні умови підготовки майбутніх соціальних педагогів до профілактики наркотичної залежності серед старшокласників
профессиональная подготовка
готовность
модель подготовки специалиста
организационно-педагогические условия подготовки будущих социальных педагогов к профилактике наркотической зависимости среди старшеклассников
professional training
qualification
model of training a specialists
organizational and pedagogical conditions of training of social and pedagogical workers for preventing drug addiction among senior pupils
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво Черкаського Національного університету ім. Б. Хмельницького
Citation: Тютюнник О. В. Підготовка майбутніх соціальних педагогів до профілактики наркотичної залежності серед старшокласників : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / О. В. Тютюнник ; керівник роботи Г. Я. Майборода ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Черкаси, 2010. - 22 с.
Abstract: У дисертаційному дослідженні піднято проблему підготовки майбутніх соціальних педагогів у вищій школі України до профілактики наркотичної залежності серед старшокласників. Проаналізовано концептуальні підходи до професійної освіти соціальних педагогів, розкрито зміст і специфіку підготовки фахівців до превентивної діяльності з урахуванням соціально-психологічних особливостей дітей старшого шкільного віку та технологічні підходи до роботи з ними. Автором визначено сутність, критерії та показники професійної готовності до профілактики наркотичної залежності серед старшокласників, виявлено рівень їх сформованості у студентів, на основі чого обґрунтовано і впроваджено у вищій школі модель та організаційно-педагогічні умови підготовки майбутніх соціальних педагогів до профілактичної роботи.
В диссертационном исследовании освещено проблемы подготовки будущих социальных педагогов к профилактике наркотической зависимости среди старшеклассников в высших учебных заведениях Украины. В работе проанализировано концептуальные подходы к профессиональному образованию социальных педагогов; раскрыто содержание и специфику подготовки этих специалистов к превентивной деятельности с учетом социально-психологических особенностей детей старшего школьного возраста; раскрыто основные причины наркотизации в подростково-юношеской среде, „факторы риска” в развитии адиктивных форм поведения старшеклассников; определено приоритеты, задания, стратегии, подходы к профилактической работе социального педагога со старшеклассниками по проблеме наркотической зависимости в условиях общеобразовательной школы, функции специалиста, которые положены в основу обоснованной автором структуры деятельности специалиста. Диссертантом обосновано дефиниции „профилактика наркотической зависимости среди старшеклассников”, „иммунитет к влиянию наркотической субкультуры”, „социальное обучение в профилактике”, „подготовка и готовность будущих социальных педагогов к профилактике наркотической зависимости среди старшеклассников”. В работе проанализировано содержательные и функциональные аспекты формирования профессиональной готовности студентов к профилактике наркотизации среди несовершеннолетних в условиях социально-образовательного пространства высшего учебного заведения. В ходе исследования обосновано критерии (теоретико-гносеологический, функционально-технологический, персонально-квалитативный, мотивационно-аксиологический), показатели (показатель осведомленности и познавательной активности, технологичности, профессиональной направленности, личностный показатель) и уровни готовности (личностно-ориентированный (высокий), нормативно-сознательный (достаточный), адаптивно-базовый (средний), интуитивно-воспроизводимый (ниже среднего), критический (низкий). Автором сформулировано цель, определены задачи и направления подготовки, предложено формы и виды учебно-практической деятельности со студентами в рамках академической, апробационной, воспитательной и комплиментарной составляющих подготовки, которые определяют содержание организационно-методического обеспечения системы профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к работе в направлении профилактики наркотической зависимости среди старшеклассников; изучено потенциал студенческой социальной службы в качестве структурного компонента системы теоретико-практической подготовки будущих социальных педагогов к профилактической работе. В экспериментальной части исследования раскрыто проблемы моделирования профессиональной подготовки будущего социального педагога в высшем учебном заведении к профилактике наркотической зависимости среди старшеклассников, диагностике уровня профессиональной готовности студентов к этой деятельности, обосновано организационно-педагогические условия, пути и способы профессиональной подготовки будущих специалистов, которые создают возможности для эффективного внедрения модели. Доказано, что подготовка будущих социальных педагогов к профилактике наркотической зависимости среди старшеклассников будет успешной при условии педагогически целесообразного моделирования учебно-воспитательного процесса в высшей школе, соблюдении комплекса организационно-педагогических условий подготовки: 1) разработка и внедрение в учебный процесс обновленного содержания, форм и методов подготовки будущих социальных педагогов к профилактике наркотической зависимости среди старшеклассников; 2) совершенствование программ практики и осуществление целенаправленного педагогического руководства производственной практикой студентов; 3) активизация воспитательной работы по развитию навыков ведения здорового образа жизни и формирования антинаркотических установок у студентов; 4) использование дополнительных возможностей образовательного пространства высшего учебного заведения и социального потенциала региона в практической подготовке будущих специалистов; 5) содействие выработке индивидуального стиля деятельности будущего специалиста и овладение инновационными технологиями профилактической работы. Всё это способствует формированию у студентов современного взгляда на проблему употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, социально-педагогические механизмы и предпосылки развития наркозависимых форм поведения у учащихся старшего школьного возраста; овладению будущими специалистами технологическими и методическими аспектами профилактической работы со старшеклассниками; творческому осмыслению и использованию в практической деятельности современного опыта в этой сфере; активизации личностно-деятельной сущности будущего специалиста, его профессиональной направленности.
This thesis deals with the problem of training social and pedagogical specialists in higher educational establishments of Ukraine for preventing drug addiction among senior pupils. Specifically, the conceptual approaches to professional education of social workers have been analyzed. The thesis has also described the content and specific features of the process of training specialists for preventive work, considering social and pedagogical peculiarities of senior pupils as well the technological issues of working with them. The author defined essences, components and criteria of professional qualification for preventing drug addiction among under-age pupils, and also examined students’ professional standard. Hence, the model and organizational and pedagogical conditions of training the future social workers for preventive activity has been substantiate and implemented in higher school.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9973
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Tyutyunnyk.pdf333.69 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.