Дисертаційне дослідження присвячене проблемі формування суб’єктної орієнтованості особистості майбутнього практичного психолога. Доведено, що суб’єктна орієнтованість полягає у перетворювальній активності особистості і є важливою професійною якістю психолога. Встановлено, що умовами формування суб’єктної орієнтованості особистості є організація навчально-виховного процесу, що передбачає включення студента до контексту майбутньої професійної діяльності; усвідомлення студентами специфіки суб’єктної орієнтованості особистості та її зв’язку зі смисловою сферою; удосконалення прийомів діалогічної взаємодії з іншими.
Виокремлено типи орієнтованості – об’єктний, змішаний та суб’єктний, досліджено їх представленість у студентів майбутніх психологів; доведено взаємозв’язок між типом суб’єктної орієнтованості та іншими професійно значущими особистісними властивостями майбутнього практичного психолога.
Обґрунтовано та експериментально перевірено програму формування у майбутніх практичних психологів суб’єктної орієнтованості, методологічною основою якої є особистісно орієнтована парадигма.
В контексте исследования проблемы профессиональной подготовки будущих практических психологов особое внимание было сконцентрировано на исследовании специфики субъектной ориентированности и условий её формирования.
Теоретический анализ проблемы позволяет рассматривать субъектность как проявление авторского характера активности личности, которая выражается в жизнетворчестве, саморазвитии личности как субъекта деятельности. Одновременно исследования субъектной ориентированности вытекают из специфики смысловой сферы личности будущего психолога.
Субъектная ориентированность трактуется как способность принимать активное участие в своей жизнедеятельности, выстраивать собственное бытие и изменять жизненную или профессиональную ситуацию.
При организации эмпирического исследования субъектной ориентированности личности будущего практического психолога учитывались основные принципы профессиональной подготовки психологов-практиков. Психодиагностическое исследование субъектной ориентированности позволило выделить следующие ее компоненты: осмысленность жизни; самоотношение; высокий уровень самоактуализации; ориентация на саморазвитие; мотивация с гуманистической направленностью. Были выделены типы ориентированности: объектный, смешанный и субъектный. Исследована взаимосвязь между типом субъектной ориентированности и профессионально значимыми личностными качествами будущего практического психолога. Доказано, что субъектная ориентированность проявляется в жизнетворческой активности личности и является важным профессиональным качеством личности.
Установлено, что условиями формирования субъектной ориентированности являются: организация учебно-воспитательного процесса, который предусматривает включение студента в контекст будущей профессиональной деятельности; осознание студентами специфики субъектной ориентированности личности и её связи со смысловой сферой; усовершенствование приемов диалогического взаимодействия с другими.
В диссертации представлены теоретические основы учебно-развивающей программы формирования субъектной ориентированности личности будущего практического психолога. Организация и проведение программы были основаны на личностно ориентированной парадигме. Установлено, что авторская учебно-развивающая программа влияет на повышение уровня самопознания, способности к жизнетворчеству, активную позицию в жизненных и профессиональных ситуациях.
The dissertation deals with the problem of forming subjective orientation of the personality of a future practical psychologist. The paper proves that subjective orientation consists in the transforming activity of the personality and is an important quality of a professional psychologist. It is established that the conditions of forming subjective orientated personality consist in the organization of the educational process in which a student is involved in his future professional activity. The students must be aware of the specific character of subjective orientation and its relationship to the sense sphere; the techniques of dialogic interaction with others are improved.
The types of orientation are singled out – objective, mixed and subjective; their representation in the future psychologists is investigated, the relationship between subjective orientation and other significant personal professional qualities of the future practical psychologist is proved.
The program of forming subjective orientation in future practical psychologists is grounded and experimentally tested; the personality-orientated paradigm makes the methodological basis of the program.