Дисертацію присвячено дослідженню періоду з погляду синтаксичної інтенції, семантичної єдності та стилістичних функцій на матеріалі творів Максима Рильського.
У роботі проаналізовано історію вивчення періоду в риторичній традиції, вітчизняній та російській лінгвістиці, виявилено його диференційні ознаки; з’ясувано співвідношення періоду і складного синтаксичного цілого, визначено поняття ситаксичної інтенції. Виявлено і описано структурно-семантичні особливості класичного періоду та його модифікованих форм (оберненого, незавершеного) з погляду синтаксичної інтенції у творчому доробку Максима Рильського. Проаналізувано додаткові синтаксичні елементи, що утворюють інтонаційні злами – відокремлені члени речення, вставні і вставлені конструкції, звертання. Простежено взаємозв’язок періоду з іншими стилістичними фігурами (анафора, анепіфора, полісиндетон, хіазм, ампліфікація, градація, антиципація та ін.); схарактеризовано стилістичні функції періодів в ідіостилі Максима Рильського.
Диссертационное исследование посвящено одной из актуальных проблем лингвостилистики – изучению синтаксической интенции, семантичного единства и стилистических функций периода в творчестве Максима Рыльского.
Период в работе рассматривается как бинарная синтаксико-стилистическая категория, для которой характерно: деление на две части – протазис и аподозис; структурно-семантический параллелизм членов частей периода; контрастная интонационная оформленость частей: повышение тона в протазисе и понижение в аподозисе; тематичная, структурная, интонационная замкнутость.
В системе единиц текста период рассматривается как текстема, которая характеризируется тематическим смыслом, композиционной структурой, отбором лексико-фразеологических, грамматических, стилистических средств, а также интенционно-прагматическими особенностями.
Установлено, что для творчества Максима Рыльского характерны классические периоды, образованные простыми осложненными, многокомпонентными сложными предложениями, а также сложным синтаксическим целым. Для достижения необходимых стилистических эффектов автор использовал модифицированные формы периода – незавершенный, который имеет протазис и нулевой аподозис, и обратный, который начинается с аподозиса (вывода или следствия), а после паузы продолжается протазисом.
За семантико-синтаксическими отношениями между протазисом и аподозисом выделяются такие типы периодов в творчестве Максима Рыльского: предикативный, временной, сравнительный, условный, места, цели, определительный, причинно-следственный, обобщающий, противительный, изъяснительный.
В диссертации провнализированы дополнительные синтаксические элементы, которые создают интонационные изменения в периоде – обособленные члены предложения, вводные и вставленные конструкции, обращения.
Отмечено, что период – это текстовая фигура в стилистике и риторике, в которой происходит конвергенция стилистических фигур. Использование синтагматических (структурный параллелизм и однородность частей) парадигматических (анафора, анепифора, полисиндетон, хиазм, парцелляция, амплификация) фигур в их взаимодействии – один из способов сделать период экспрессивным, ритмичным.
Периоды в творчестве Максима Рыльского активно представлены как в поэтических произведениях, так и в публицистических и научно-популярных текстах. При этом в поэзии основное значение приобретает эмоционально-образная функция периода, тогда как в публицистических и научно-популярных период выступает в целях логико-эмоционального убеждения.
В ходе исследования установлено, что писатель широко использовал стилистический потенциал периода. Основными функциями являются текстообразующая и эмотивно-экспрессивная. Текстообразующая функция проявляется в автосемантии, при которой автор использовал период в различных композиционно важных частях текста, а также писал периодом целые поэтические произведения. Эмотивно-экспрессивная функция выражается лексико-фразеологическим наполнением и структурой.
The Dissertation is dedicated to investigation of the period according to its syntactic intention, semantic unity and stylistic functions based on Maksym Rylsky’s works.
This research analyses the history of period learning in rhetorical Ukrainian and Russian linguistics, determines its differential signs; explores the correspondence between the period and complex syntax unit, explores the notion of syntactic intention used in works of Maksym Rylsky. It discovers and describes structurally semantic features of classical period and its modified forms (converse and incomplete) in terms of syntactic intention. It analyses additional syntax elements that form the bifurcation of intonation –separated parts of cenrences,parentnetic and as certained costructions, addressing. It traces the relationship with other stylistic figures (anaphora, anepifora, polysyndeton, chiasm, amplification, gradation) characterizes stylistic functions of periods in Maksym Rylsky’s idiomatic style.