У дисертації вперше викладено результати комплексного дослідження процесу формування художньо-образного мислення студентів-вокалістів через впровадження спеціальної методики. Розглянуто психолого-педагогічні особливості творчої активності майбутніх співаків. Вивчено реальні педагогічні умови вокального навчання, серед яких має домінувати принцип індивідуального підходу, поєднаний з діагностикою особистості та використанням контрольних завдань творчого характеру. Структура означеного феномена включає поєднання мотиваційного, когнітивного та творчого компонентів.
Розроблено педагогічну технологію тьюторського супроводу та науково обгрунтовано й експериментально перевірено методичну модель процесу формування художньо-образного мислення студентів у процесі вокального навчання.
В диссертации впервые изложены результаты комплексного исследования процесса формирования художественно-образного мышления студентов-вокалистов через внедрение специальной методики. Рассмотрены психолого-педагогические особенности творческих возможностей будущих певцов. Изучены реальные педагогические условия вокальной учебы, среди которых должен доминировать принцип индивидуального подхода, соединенный с диагностикой личности и использованием контрольных заданий творческого характера. Разработана педагогическая технология тьюторского сопровождения. Научно обоснована и экспериментально проверена методическая модель процесса формирования художественно-образного мышления студентов в процессе вокального обучения.
Определены содержание и структура художественно-образного мышления студентов-вокалистов, которая включает мотивационный, когнитивный и творческий компоненты.
На основании данных констатирующего эксперимента доказано, что создание оптимальных условий учебы и научно-педагогических основ для успешного формирования художественно-образного мышления студентов-вокалистов приобретает особое значение в контексте современных требований музыкального исполнительства и педагогики. В процессе формирующего эксперимента доказано, что особенно важными для воспитания художественно-образного мышления певцов являются реальные условия обучения, на создание которых направлена предложенная в диссертации педагогическая модель формирования художественно-образного мышления.
Исходя из необходимости выделения методики формирования художественно-образного мышления студентов-вокалистов в процессе вокального обучения в самостоятельную отрасль научного знания, в результате формирующего эксперимента доказано, что, по мере накопления эмпирического материала, данная методика может стать междисциплинарной ветвью вокальной педагогики. Предложены новые способы решения проблемы моделирования психологических механизмов вокальной педагогики через воспитание эстетических реакций, созвучных заложенным в художественно-образную структуру произведения.
На основе проведенного исследования, в работе доказано:
1) необходимым педагогическим условием для оптимальных темпов и качества формирования художественно-образного мышления студентов-вокалистов является комплексное влияние на наглядно-действенный (слуховой), наглядно-образный и словесно-логический компоненты процесса мышления будущих певцов во время профессиональных занятий (индивидуальных и групповых), что может быть рассмотрено как особая методическая модель музыкального обучения и воспитания;
2) важным стимулирующим фактором развития словесно-логического вида художественно-образного мышления студентов-вокалистов являются творческие задания;
3) формирование слуховых представлений, звуковых образов и развитие большинства профессионально необходимых талантов будущих певцов (способность к распределению и переключению внимания, а также к мышлению воображаемыми образами и проч.) проявляются в процессе формирования художественно-образного мышления в начальный период учебы и наиболее продуктивно происходят в ансамблевому музицировании;
4) формированию художественно-образного мышления студентов-вокалистов способствует изучение сочинений современных украинских и зарубежных композиторов, на основе которых будет возможным систематическое развитие исполнительских навыков и интеллектуальных способностей будущих певцов в русле новой интонационной парадигмы;
5) методика самостоятельного изучения вокальных произведений акцентирует художественную сторону этих сочинений (программные названия, графические иллюстрации, эпиграфы, исполнительские образцы), усиливая тем самым личностную мотивацию будущих певцов к музицированию и помогая глубже проникнуть в смысл использованных вокально-технических приемов;
6) разработанная методика диагностики формирования художественно-образного мышления студентов-вокалистов может найти индивидуальное применение в разных учебных ситуациях, в зависимости от музыкального опыта и способностей каждого;
7) обобщение результатов проведенного исследования позволяет утверждать, что разработанная методика отвечает особенностям развития художественно-образного мышления будущих певцов, поскольку позволяет выявить исходный уровень их интересов и выяснить важные факторы влияния на дальнейший профессиональный рост;
8) системный характер внедрения предложенной педагогической технологии средствами тъюторского сопровождения будет способствовать более успешному формированию у студентов креативности, способности к самостоятельным профессиональным действиям и инициативам в мире вокального искусства, обогатит культурологические основы методики музыкального обучения.
In the thesis for the first time the results are presented of the comprehensive research of the forming process of vocal students artistic-figurative thinking by means of inplementation of special methods. Psychological-pedagogical peculiarities of future singers creative potential activation are considered. Real pedagogical conditions of vocal training are studied among which the principle of individual approach should dominate united with diagnosis of personality and use of test assignements of creative nature. The structure of the indicated phenomenon includes the unification of motivational, cognitive and creative components.
The vocal-pedagogical technology tutor accompaniment is developed and methodical model of the forming process of artistic-figurative thinking in the process of vocal training is justified scientifically and checked experimentally.