Publication:
Вплив втрати зору в дорослому віці на самосвідомість особистості

Loading...
Thumbnail Image

Date

Authors

Тімакова, Юлія Вікторівна

Journal Title

Journal ISSN

Volume Title

Publisher

Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова

Research Projects

Organizational Units

Journal Issue

Abstract

Дисертація присвячена дослідженню психологічних особливостей самосвідомості особистості осіб, які зазнали втрати зору в дорослому віці, та детермінант впливу на їх виникнення. У роботі розкрито підходи до структуризації самосвідомості особистості та представлено інтегровану структуру самосвідомості з такими її компонентами: когнітивний, емоційно-оцінний та регуляторний. В межах запропонованої структури побудовано експериментальне вивчення особливостей самосвідомості дорослих інвалідів по зору, які зазнали сліпоти в дорослому віці. В дисертації висвітлено експериментальні результати, що вказують на своєрідність протікання психічних процесів самосвідомості: самопізнання, самоусвідомлення, самооцінки, самоставлення та саморегуляції, внаслідок набутої у дорослому віці сліпоти. Запропоновано шляхи корекції самосвідомості особистості, яка зазнала втрати зору в дорослому віці.
Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей самосознания личности ослепших во взрослом возрасте и детерминант влияния на их возникновение. В работе раскрыты подходы к структуризации самосознания личности и представлена интегрированная структура самосознания, включающая следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и регуляторный. В пределах предложенной структуры построено экспериментальное изучение особенностей самосознания инвалидов по зрению, которые ослепли в возрасте 20 - 60 лет. В диссертации отражены экспериментальные результаты, которые указывают на своеобразие протекания психических процессов самосознания: самопознание, самоосознание, самооценки, самоотношения и саморегуляции, в результате приобретенной во взрослом возрасте слепоты. Установленные особенности компонентов самосознания личности лиц, которые потеряли зрение во взрослом возрасте, связаны с разными факторами, влияющими на жизненную позицию личности. Представленные экспериментальные данные относительно определения жизненной позиции респондентами были проанализированы с целью выяснения детерминант возникновения особенностей самосознания личности. Среди них были определены: функциональное состояние зрения, стаж слепоты, паспортный возраст, гендерная принадлежность, семейное положение; уровень образования, обеспеченность работой. В исследовании описан наиболее типичный и распространенный профиль личности ослепшей во взрослом возрасте: тотально слепой человек (чаще мужчина) с пессимистическим самосознанием, жизненной позицией «инвалид пассивный зависимый», в возрасте от 30 до 40 лет, со средним образованием и стажем слепоты более 5 лет, женат, не работающий. В диссертации раскрыта методика психолого-педагогической работы по индивидуальным программам с лицами, жизненные позиции которых рассматривались нами как нуждающиеся в коррекции. В рамках модели психолого-педагогической коррекции предложены пути коррекции самосознания личности, потерявшей зрение во взрослом возрасте.
The thesis is devoted to research of psychological characteristics of self-identity of individuals who suffered vision loss in adulthood and determinants influencing development of their identity. The work describes approaches to structuring of the personal self-identity and presents an integrated structure of self-consciousness and its following components – cognitive, emotional, self-esteem and regulatory. Within proposed structure there was built an experimental study of peculiar features in self-identity of individuals with acquired vision loss in adulthood. The thesis presents results of the experiment, indicating specifics in mental processes related to self-identity, self-knowledge self-awareness, self-esteem and self-attitude due to acquired blindness in adulthood. Possible psychological interference on self-identity of individuals with acquired vision loss in adulthood is described in the third section.

Description

Keywords

осліплі у дорослому віці, самосвідомість, компоненти самосвідомості, інваліди по зору, детермінанти впливу, модель психолого-педагогічної корекції, ослепшие во взрослом возрасте, самосознание, компоненты самосознания, инвалиды по зрению, детерминанты влияния, модель психолого-педагогической коррекции, individuals who acquired blindness in adulthood, self-identity, components of self-identity, visually impaired person, impact determinants, model of psychological and pedagogical interference

Citation

Тімакова Ю. В. Вплив втрати зору в дорослому віці на самосвідомість особистості : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.08 / Ю. В. Тімакова ; керівник роботи Є. П. Синьова ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.

Endorsement

Review

Supplemented By

Referenced By