Дисертація присвячена дослідженню психологічних особливостей самосвідомості особистості осіб, які зазнали втрати зору в дорослому віці, та детермінант впливу на їх виникнення.
У роботі розкрито підходи до структуризації самосвідомості особистості та представлено інтегровану структуру самосвідомості з такими її компонентами: когнітивний, емоційно-оцінний та регуляторний. В межах запропонованої структури побудовано експериментальне вивчення особливостей самосвідомості дорослих інвалідів по зору, які зазнали сліпоти в дорослому віці. В дисертації висвітлено експериментальні результати, що вказують на своєрідність протікання психічних процесів самосвідомості: самопізнання, самоусвідомлення, самооцінки, самоставлення та саморегуляції, внаслідок набутої у дорослому віці сліпоти.
Запропоновано шляхи корекції самосвідомості особистості, яка зазнала втрати зору в дорослому віці.
Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей самосознания личности ослепших во взрослом возрасте и детерминант влияния на их возникновение.
В работе раскрыты подходы к структуризации самосознания личности и представлена интегрированная структура самосознания, включающая следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и регуляторный. В пределах предложенной структуры построено экспериментальное изучение особенностей самосознания инвалидов по зрению, которые ослепли в возрасте 20 - 60 лет. В диссертации отражены экспериментальные результаты, которые указывают на своеобразие протекания психических процессов самосознания: самопознание, самоосознание, самооценки, самоотношения и саморегуляции, в результате приобретенной во взрослом возрасте слепоты.
Установленные особенности компонентов самосознания личности лиц, которые потеряли зрение во взрослом возрасте, связаны с разными факторами, влияющими на жизненную позицию личности. Представленные экспериментальные данные относительно определения жизненной позиции респондентами были проанализированы с целью выяснения детерминант возникновения особенностей самосознания личности. Среди них были определены: функциональное состояние зрения, стаж слепоты, паспортный возраст, гендерная принадлежность, семейное положение; уровень образования, обеспеченность работой.
В исследовании описан наиболее типичный и распространенный профиль личности ослепшей во взрослом возрасте: тотально слепой человек (чаще мужчина) с пессимистическим самосознанием, жизненной позицией «инвалид пассивный зависимый», в возрасте от 30 до 40 лет, со средним образованием и стажем слепоты более 5 лет, женат, не работающий.
В диссертации раскрыта методика психолого-педагогической работы по индивидуальным программам с лицами, жизненные позиции которых рассматривались нами как нуждающиеся в коррекции. В рамках модели психолого-педагогической коррекции предложены пути коррекции самосознания личности, потерявшей зрение во взрослом возрасте.
The thesis is devoted to research of psychological characteristics of self-identity of individuals who suffered vision loss in adulthood and determinants influencing development of their identity.
The work describes approaches to structuring of the personal self-identity and presents an integrated structure of self-consciousness and its following components – cognitive, emotional, self-esteem and regulatory. Within proposed structure there was built an experimental study of peculiar features in self-identity of individuals with acquired vision loss in adulthood. The thesis presents results of the experiment, indicating specifics in mental processes related to self-identity, self-knowledge self-awareness, self-esteem and self-attitude due to acquired blindness in adulthood.
Possible psychological interference on self-identity of individuals with acquired vision loss in adulthood is described in the third section.