DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9965
Title: Функціонально-семантичний підхід до навчання лексики української мови учнів 5-7 класів на уроках мовленнєвого розвитку
Authors: Строганова, Ганна Миколаївна
Keywords: функціонально-семантичний підхід
навчання лексики української мови
мовленнєвий розвиток
збагачення мовлення
лексична компетенція
лексичні уміння та навички
функционально-семантический подход
обучение лексике украинского языка
речевое развитие
обогащение речи
лексическая компетенция
лексические умения и навыки
functional-semantic approach
studies of the Ukrainian vocabulary
speech education
enriching speech
exical competencel
lexical abilities and skills
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
Citation: Строганова, Ганна Миколаївна. Функціонально-семантичний підхід до навчання лексики української мови учнів 5-7 класів на уроках мовленнєвого розвитку : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. М. Строганова ; керівник роботи Л. М. Паламар ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
Abstract: Дисертація присвячена актуальній проблемі реалізації функціонально-семантичного підходу до навчання лексики української мови учнів 5–7 класів основної школи на уроках мовленнєвого розвитку. На основі проаналізованої науково-методичної літератури визначено зміст, ефективні форми, методи, прийоми навчання лексики, систематичне використання яких має сприяти формуванню в учнів умінь свідомо запам’ятовувати нові слова, нові значення уже відомих слів, реконструювати, трансформувати, конструювати мовні одиниці, що сприяє збагаченню мовлення учнів. Запропонована функціональна модель навчання ґрунтується на п’яти основних етапах роботи з формування лексичної компетенції учнів. У реальному навчальному процесі розроблену модель доцільно застосовувати на уроках мовленнєвого розвитку, під час вивчення усіх розділів шкільного курсу української мови. У роботі подано рекомендації до запровадження методичної системи навчання лексики української мови учнів 5–7 класів загальноосвітніх навчальних закладів на функціонально-семантичній основі.
Диссертационная работа посвящена исследованию проблемы реализации функционально-семантического подхода к обучению лексике украинского языка учеников 5–7 классов основной школы на уроках речевого развития. В исследовании проанализированы психолого-педагогические, лингвистические и методические аспекты проблемы формирования лексической компетенции на функционально-семантической основе, рассмотрено программно-методическое обеспечение, разработаны критерии оценивания знаний, умений и навыков учеников. Доэкспериментальный срез показал недостаточный уровень формирования лексической компетенции учеников 5–7 классов. Это помогло определить основные положения экспериментального исследования. В диссертации определены цель, задания, исходные положения, содержание экспериментального обучения лексике украинского языка; описаны и обоснованы принципы, формы, методы и приёмы учебной деятельности. В работе нашли отражение вопросы, касающиеся теории и практики формирования речевых умений и навыков, лексической компетенции учеников 5–7 классов. В ходе исследования был обоснован отбор лексики на основе принципов, критериев, которые используются в современной методике обучения украинскому языку. Отбор лексики осуществлялся с использованием критериев многозначности, стилистической безграничности, соответствии психофизиологическим особенностям ученика, частотности употребления лексических единиц, семантической ценности, историко-диалектной дифференциации. Материалом для отбора послужили разножанровые тексты художественного, публицистического, официально-делового и научного стилей. Единицами отбора стали слова и фразеологические единицы. Предложенная функциональная модель обучения лексике украинского языка состоит из пяти основных этапов: І – этап рецептивно-аналитический, ІІ этап – устный имитационно-репродуктивный, ІІІ этап – письменный имитационно-репродуктивный, ІV этап – устный продуктивный, V этап – письменный продуктивный. Реализация речевой содержательной линии школьной программы требует учёта двух ступеней развития речи: подготовительной, которая предусматривает умение воспроизводить готовые речевые единицы, подбирать существующие в языке варианты языковых единиц, и основной – развитие разных видов речевых умений и навыков, формирования коммуникативных умений. Обучение украинской лексике также проходит эти две ступени. Для каждой ступени обучения характерны определённые методы и приёмы. Основным методом стал метод выполнения упражнений. Для формирования лексических умений и навыков уместно использовать комплексные лексико-грамматические, лексико-стилистические, лексико-фонетические и лексико-орфографические упражнения. Лексические упражнения должны сочетаться с упражнениями на определение стиля текста, выделение абзацев, поиск тематических предложений, составление плана рассказа, сравнения, описания, рассказа и размышления, определения основной мысли текста. Наряду с использованием традиционных методов предлагается внедрение интерактивных методов обучения лексике, например: «незаконченные предложения», «совместный проект», «мозговой штурм», «проигрывание сценок» и др. Для оценивания лексической компетенции учеников 5–7 классов была использована 12-бальная шкала. Во время разработки объектов, критериев и норм оценивания за ориентир брались прежде всего программные требования к оценке знаний, умений и навыков учеников общеобразовательной школы. Обучение лексике родного языка является одним из основных заданий преподавания языка в школе, потому что знания семантики слов, умение их употреблять в соответствии со стилем и типом речи позволяет осуществлять коммуникативную деятельность в разных сферах жизни. Именно поэтому развитие речи – перманентный процесс, который длится на протяжении всего курса обучения украинскому языку и реализуется на всех уроках. В ходе экспериментального обучения было доказано, что формирование лексической компетенции должно осуществляться на функционально-семантической основе, в соответствии с которым у учеников должны расшириться знания о семантическом диапазоне и функциональном потенциале лексической единицы, а также навыки употребления слов в устной и письменной речи адекватно стиля, типа и жанра. Организовывать учебный процесс советуем согласно «Рекомендациям к внедрению методической системи обучения лексике украинского языка учеников 5–7 классов общеобразовательных школ на функционально-семантической основе». Анализ результатов послеэкспериментального обучения позволил сделать вывод о том, что предлагаемый подход к обучению лексике украинского языка эффективен. Разработанную и апробированную методику формирования лексической компетенции можно внедрять в практику преподавания родного языка.
The dissertation is devoted to the urgent problem of realization of the functional and semantic approach to the study of the Ukrainian vocabulary of pupils of 5–7 forms at the lessons of speech education. On the basis of the analyzed scientific and methodic literature, content, effective forms, methods, ways of vocabulary study, the systematic use of which has to help pupils in formation of remembering new words, new meaning of already known words, to reconstruct, to transform, to construct linguistics units, that substantially will influence on enriching of pupils speech. The system model of studies is based on five basic stages of work, on forming of lexical competence of students. In the real education process the developed method is expedient at apply at the lessons of speech development, on the study of all sections of school course of the Ukrainian language. The paper gives recommendations for the methodical system of studies of the Ukrainian vocabulary of pupils of 5–7 classes of general establishments.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9965
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Stroganova.pdf364.01 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.