DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9963
Title: Формування основ художнього світогляду учнів молодшого шкільного віку у процесі хорової діяльності
Authors: Стасюк, Марина Володимирівна
Keywords: основи художнього світогляду
молодші школярі
вокально-хорова діяльність
педагогічні умови
методика
основы художественного мировоззрения
младшие школьники
вокально-хоровая деятельность
педагогические условия
bases of artistic world-view
primary school children
vocal and choral art
pedagogical conditions
method
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
Citation: Стасюк М. В. Формування основ художнього світогляду учнів молодшого шкільного віку у процесі хорової діяльності : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / М. В. Стасюк ; керівник роботи М. А. Печенюк ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
Abstract: Дисертаційне дослідження присвячене актуальній проблемі сучасної теорії та практики – формування світогляду засобами мистецтва у системі початкової мистецької ланки освіти. Подано аналіз базових понять дослідження та висвітлено їх сутність. Визначено критерії та показники сформованості основ художнього світогляду молодших школярів. Основи художнього світогляду молодших школярів розглядаються як емоційно-образна форма духовно-практичного осягнення дійсності, що виявляються через сукупність елементарних художньо-естетичних знань, на ґрунті яких формуються погляди, уявлення та емоційно-оцінне ставлення до музичного мистецтва та віддзеркаленого у ньому навколишнього світу. Вони містять такі структурні компоненти: пізнавально-смисловий, емоційно-емпатійний, орієнтаційно-ціннісний. На основі аналізу науково-методичної літератури, вивчення й узагальнення практичного досвіду обґрунтовано й експериментально перевірено педагогічні умови та методику формування основ художнього світогляду. Визначено етапи формування основ художнього світогляду, методи та прийоми, що сприяють вирішенню завдань формування основ художнього світогляду учнів молодшого шкільного віку в процесі хорової діяльності.
Диссертация посвящена проблеме исследования теоретических и практических аспектов формирования основ художественного мировоззрения. В работе анализируются философско-эстетические, психологические, музыковедческие и педагогические взгляды на проблему формирования мировоззрения средствами искусства. Основы художественного мировоззрения это – эмоциально-образная форма духовно-практического освоения действительности, что проявляется с помощью системы элементарных художественно-эстетических взгядов, представлений и эмоциально-оценочное отношение к музыкальному искусству и отраженному в нем окружающему миру. В структуре основ художественного мировоззрения выделено три компонента: познавательно-смысловой, эмоционально-эмпатийный, ориентационно-ценностный (элементарные взгляды, представления об окружающей среде в целом и искусстве, музыкальные знания, знания основных эстетических понятий, ценностей, эмоциально-эстетическое отношение, музыкально-эстетический интерес и потребность в музыкальной деятельности, музыкально-эстетическая оценка, вкус, ценностные ориентации). Предпосылкой для формирования основ художественного мировозрения младших школьников определен музыкально-эстетический опыт и эстетическая направленность сознания. Соответственно к компонентам разработаны критерии и показатели сформированности художественного мировоззрения: когнитивно-информационный (наличие элементарных музыкальных знаний, понимание связи искусства с окружающим миром), эмоционально-выразительный (эмоциональная отзывчивость на музыку, проявление желания и интереса к вокально-хоровой деятельности, проявление эмоционально-эстетического отношения к музыкальному искусству и окружающей среде), аксиологически-праксеологический (сформированность элементарных умений анализа произведений искусства, способность выделять ценности произведений, интересы в отросли музыкального искусства; стремления к систематическим занятиям хоровым пением). На основе данных критериев исследовано состояние сформированности основ художественного мировоззрения младших школьников в процессе хоровой деятельности. Результаты констатирующего этапа исследования убедили в необходимости проведения формирующего эксперимента. Автором определены педагогические условия, необходимые для формирования основ художественного мировоззрения: целеустремленное разширение музыкально-эстетического опыта школьников в процессе восприятия, осмысления и интерпритации музыкального материала, развитие мотиваций младших школьников, активации творческих проявлений в условиях вокально-хоровой деятельности. Реализация педагогических условий и методики, формирование компонентов основ художественного мировоззрения проходила на протяжении трех этапов с помощью методов и приемов, направленных на решение задач формирования основ художественного мировоззрения. Процесс формирования основ художественного мировоззрения включал: теоретическую часть (формирование теоретических знаний, ознакомление с элементами хорового сольфеджио, хороведения, музыкально-выразительными средствами, структурой музыкальных произведений; творческой деятельностю украинских и зарубежных композиторов, коллективов); организационно-методическую (систематические занятия, овладение репертуаром, исполнение творческих заданий, участие в различных мироприятиях); развивающе-воспитательную (воспитание гуманистических качеств личности, развитие специальных, общих способностей). Экспериментальная работа по формированию основ художественного мировоззрения младших школьников включала различные методы, формы, приемы педагогического воздействия: изложение, обсуждение материала, упражнения, творческие задания, музыкально-дидактические игры, слушание, постановки музыкальных представлений, музыкальные встречи. Результаты формирующего эксперимента дали возможность зафиксировать положительные изменения в уровнях формирования основ художественного мировоззрения младших школьников. Зафиксировано рост числа учеников с высоким уровнем сформированости художественного мировоззрения и уменьшение количества учеников отнесенных к низкому. Так, в экспериментальной группе высокий уровень вырос на 14,7 %, когда у контрольной – только на 4,1 %. Качественные и колличественные показатели подтверждают эффективность проведенной работы.
The research is dedicated to the topical problem of modern theory and practice philosophical education of children. The analysis of basic concepts of the research and their nature description are given. The criteria and level of artistic world-view formation in younger schoolchildren are defined via vocal and choral art. The educational conditions of artistic world-view formation are proved and experimentally verified on the basis of the philosophical, psychological and educational, and art literature analysis, practical experience study and generalization. The level of artistic world-view has been discovered to increase through the continuous accumulation of musical aesthetic world-view in the process of perception, realization and interpretation of music, development of motivational sphere, younger schoolchildren needs of musical arts; active and purposeful participation of children in music and aesthetic creativity. Trends of educational management of the process of artistic world-view formation have been defined.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9963
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Stasyuk.pdf331.63 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.