DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9961
Title: Методика формування виконавської уваги майбутніх учителів музики у процесі вивчення диригентсько-хорових дисциплін
Authors: Софроній, Зоя Василівна
Keywords: виконавська увага
диригентсько-хорова підготовка
методика формування виконавської уваги майбутніх учителів музики
исполнительское внимание
дирижерско-хоровая подготовка
методика формирования исполнительского внимания будущих учителей музыки
performance attention
conductors’ and choral training
methods of development of performance attention of the future music teachers
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
Citation: Софроній З. В. Методика формування виконавської уваги майбутніх учителів музики у процесі вивчення диригентсько-хорових дисциплін : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / З. В. Софроній ; наук. кер. А. В. Козир ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 22 с.
Abstract: Дисертацію присвячено проблемі формування виконавської уваги майбутніх учителів музики у процесі вивчення диригентсько-хорових дисциплін. Висвітлено теоретико-методологічні аспекти формування виконавської уваги, розкрито сутність та зміст поняття виконавської уваги майбутніх учителів музики, розроблено основні характеристики проявів досліджуваного феномену, визначено функції виконавської уваги в процесі виконавської диригентсько-хорової діяльності майбутніх учителів музики. У дисертації розроблена та експериментально перевірена методична модель стадіальної циклічності виконавської уваги майбутніх учителів музики, що забезпечується визначеними педагогічними умовами. Результативність дослідно-експериментальної роботи підтверджується методами математичної статистики, до доводить дієвість та ефективність запропонованої поетапної методики впровадження методичної моделі формування виконавської уваги майбутніх учителів музики у процес вивчення диригентсько-хорових дисциплін.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме – разработке методики формирования исполнительского внимания будущих учителей музыки в процессе изучения дирижерско-хоровых дисциплин. В научной работе осуществлен ретроспективный анализ проблемы формирования внимания, его значения в деятельности педагога, исследованы научные подходы к определению понятия “внимание”, его видов и свойств, выявлено специфику формирования внимания будущих учителей музыки в процессе их профессиональной подготовки. В разработке концептуальных подходов к формированию внимания будущих учителей музыки использованы исследования Ю. Гиппенрейтер, А. Леонтьева, В. Страхова. Рассмотрение Ю. Гиппенрейтер традиционных видов внимания в контексте психологической теории деятельности позволило выделить произвольное исполнительское внимание как отдельный вид внимания, связанный с организацией целенаправленной деятельности. На основе системного анализа работ психологов, педагогов, музыкальных психологов, мастеров сцены в сфере актерской психотехники, педагогов-музыкантов, ученых в отрасли теории и методики музыкального обучения, в диссертационном исследовании определены профессионально значимые виды внимания будущих учителей музыки. К ним относятся: общие виды внимания (внешнее и внутренние внимание; слуховое, зрительное, моторное внимание; непроизвольное - эмоциональное (вынужденное, невольное, привычное), произвольное - волевое (собственно произвольное, волевое, выжидательное), послепроизвольное (спонтанное), интеллектуальное) и специально-профессиональные: диагностическое внимание (Г. Падалка), художественно-коммуникативное (Г. Цыпин), художественное (Г. Падалка), сценическое (К. Станиславский, Ю. Цагарелли), творческое (К.Станиславский). Введено в научный обиход понятие “исполнительское внимание учителя музыки”, рассматриваемое как форма психической деятельности, которая предусматривает сосредоточение на процессе исполнения музыки, направленность на его организацию, контроль и регулирование. В результате рассмотрения исполнительского внимания будущих учителей музыки касательно специфики дирижерско-хоровой деятельности разработано основные характеристики проявлений изучаемого феномена, которые представляют целостную регулируемую систему ситуативно-приоритетных проявлений вариативных модификаций эмоциональной, волевой, логической, творческой, ансамблевой, саморегулирующей форм внимания в совокупности с предвниманием, операционным, послеоперационным вниманием. Раскрыто основные функции исполнительского внимания будущих учителей музыки: познавательную, поисковую, ориентировочно-оценивающую, антиципированно-регулирующую, контрольно-корректирующую, творческую. В исследовании разработано методическую модель исполнительского внимания будущих учителей музыки, которая представляет динамическую систему, функционирующую посредством взаимосвязи мотивационно-направленного, исполнительно-оценочного, регулятивно-деятельного компонентов. Согласно разработанному критериальному аппарату в педагогическом эксперименте осуществлено диагностирование выявленных нами компонентов, проанализированы их результаты. Теоретически обоснованы педагогические условия формирования исполнительского внимания будущих учителей музыки в процессе изучения дирижерско-хоровых дисциплин. Формирующий эксперимент включал поэтапную методику формирования исполнительского внимания будущих учителей музыки, а именно: подготовительно-побудительного, направленного на формирование мотивации студентов к развитию исполнительского внимания и становления их предвнимания; операционно-управляемого, который предусматривал приобщение студентов к своевременному оцениванию результатов исполнительской деятельности, происходящей в данный момент и опосредованное развитие операционного внимания; творческо-деятельного, сосредоточенного на формировании регулирующих действий исполнительского внимания студентов и развитию послеоперационного внимания. Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных на основе количественных и качественных показателей экспериментальной и контрольной групп позволила зафиксировать положительную динамику уровней сформированности исполнительского внимания студентов, что свидетельствует об эффективности разработанной и апробированной в исследовании методики формирования исполнительского внимания будущих учителей музыки в процессе изучения дирижерско-хоровых дисциплин.
This thesis dwells on the problem of development of performance attention of the future music teachers while studying conductors’ and choral disciplines. The thesis covers the theory and methodology of development of performance attention, reveals the essence and content of the notion of performance attention of the future music teachers, elaborates the key characteristics of demonstration of the analyzed phenomenon, defines the key functions of performance attention in the process of conductors’ and choral activity of the future music teachers. In the thesis the methodical pattern of stage recurrence of performance attention of the future music teachers assured by certain pedagogical conditions is elaborated and experimentally tested. The effectiveness of analysis and experimental work is verified by the methods of mathematical statistics that proves the efficacy of the suggested stepwise procedure of implementing the methodical pattern of performance attention of the future music teachers in the process of studying conductors’ and choral disciplines.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9961
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Sofroniy.pdf330.09 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.