Дисертацію присвячено аналізові історико-правових, загальнотеоретичних аспектів і прикладних проблем правового забезпечення прав та свобод дитини в Україні.
У роботі визначено та окреслено основні етапи формування світової і вітчизняної наукової думки щодо захисту дитини; надано обґрунтовану характеристику періодів становлення і розвитку прав та свобод дитини на території України.
Проведено систематизацію критеріїв класифікацій прав та свобод дитини з урахуванням особливостей прав та свобод дитини в системі прав людини, запропоновано авторське визначення критеріїв класифікацій прав та свобод дитини: залежно від можливості обмеження прав та свобод дитини батьками; залежно від активності дитини у здійсненні своїх прав та свобод. Проаналізовано поняття, складові елементи і критерії ефективності механізму забезпечення прав та свобод дитини, визначено напрямки його удосконалення. Обґрунтовано низку пропозицій щодо вдосконалення законодавства у сфері забезпечення прав та свобод дитини.
Диссертация посвящена комплексному научному исследованию правового обеспечения прав и свобод ребенка в Украине.
В работе определены основные этапы в формировании мировой и отечественной научной мысли относительно защиты ребенка, а также предоставлена обоснованная характеристика периодов становления и развития прав и свобод ребенка на территории Украины.
Сформулировано авторское определение понятия ,,человеческое достоинство ребенка” как совокупности врожденных человеческих качеств ребенка, которые присущие каждому человеку от рождения, и личных качеств ребенка, которые формируются в процессе развития.
Проведена систематизация критериев классификаций прав и свобод ребенка с учетом особенностей прав и свобод ребенка в системе прав человека, предложено авторское определение критериев классификаций прав и свобод ребенка: в зависимости от возможности ограничения прав и свобод ребенка родителями; в зависимости от активности ребенка в осуществлении своих прав и свобод.
В диссертационном исследовании отражено соотношение понятий ,,прав” и ,,свобод ” ребенка, основное отличие между которыми состоит в том, что для реализации свобод необходимым является определенный уровень интеллектуального развития ребенка. Обосновано разграничение двух форм защиты прав ребенка: государством и гражданским обществом.
Проанализировано понятие, составные элементы механизма обеспечения прав и свобод ребенка. Расширен перечень его составных элементов. Доказано, что в его состав входят правовое воспитание и правовая социализация.
Особенности развития ребенка, его несформированное правовое сознание могут способствовать пассивности ребенка в процессе реализации и защиты своих прав и свобод, безусловное подчинение воли других лиц, формированию безразличия к участию в общественной жизни или же, напротив, подтолкнуть к противоправному поведению. Правовое воспитание и правовая социализация, влияя на процесс формирования правосознания и правовой культуры, играют важную роль в становлении социально-правовой активности ребенка, реализации его прав, законопослушного поведения, осуществляют превентивное влияние на распространение преступности в детской среде и конфликты с законом.
Диссертантом сформулированы критерии эффективности механизма обеспечения прав и свобод ребенка: уровень осуществления профилактических мероприятий по нарушениям прав и свобод ребенка; уровень реализации прав и свобод ребенка; эффективность защиты прав и свобод ребенка.
В работе определены направления совершенствования механизма обеспечения прав и свобод ребенка, обоснованы предложения относительно совершенствования законодательства в сфере обеспечения прав и свобод ребенка в Украине.
Thesis is devoted to the analysis of historical-legal, general theoretic aspects and applied problems regarding legal support of child’s rights and freedoms in Ukraine.
Basic stages in the formation of world and national scientific opinion concerning child’s protection have been determined and specified, as well as reasoned characteristic of periods of formation and development of child’s rights and freedoms on the territory of Ukraine.
We have carried out the criterion systematization of child’s rights and freedoms taking into account the peculiarities of child’s rights and freedoms in the system of human rights, the author suggested the definition of criterion classification of child’s rights and freedoms: depending on the possibility of limitation the child’s rights and freedoms by their parents; depending on child’s activity while executing their rights and freedoms. We have analyzed the concept, component elements and efficiency criteria of support mechanism of child’s rights and freedoms, directions of its improvement have been specified. We have substantiated a lot of suggestions as to the improvement of legislation in the sphere of child’s rights and freedoms support.