Праця присвячена теоретично-експериментальному дослідженню проблеми формування художньо-образного мислення майбутніх учителів музики. Розглянуто феномен художньо-образного мислення, визначено і теоретично обґрунтовано сутність і структуру поняття „художньо-образне мислення майбутнього вчителя музики". У роботі доведено роль вербальної художньо-педагогічної інтерпретації у формуванні художньо-образного мислення майбутнього вчителя музики та обґрунтовано її художньо-педагогічний вплив на особистість.
Розроблена методика діагностування уможливила визначення критеріїв та показників рівнів сформованості художньо-образного мислення майбутнього вчителя музики. Дисертація містить вперше створену, теоретично обґрунтовану та експериментально перевірену організаційно-методичну систему формування художньо-образного мислення майбутніх учителів музики, яка складалась з: мети, об’єктивних та суб’єктивних факторів впливу на особистість, напрямів формування художньо-образного мислення, педагогічних принципів та педагогічних умов викладання дисциплін, завдань, засобів, технологій, форм і методів роботи.
Работа посвящена теоретико-экспериментальному исследованию проблемы формирования художественно-образного мышления будущих учителей музыки. Художественно образное мышление будущих учителей музыки является важной составляющей их личностной художественной культуры, условием профессиональной компетентности в педагогической деятельности. Теоретический анализ категории художественно-образное мышление дал возможность конкретизировать понятие „художественно-образное мышление будущего учителя музыки” и определить его как целенаправленный процесс интегрального интеллектуально-чувственного обобщенного познания художественных явлений, формирования художественно-эстетических взглядов, переживаний, потребностей и убеждений.
В исследовании конкретизирована сущность художественно-образного мышления будущего учителя музыки и обосновано его содержание и структура, которая содержит четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, эмоциональный, когнитивный и деятельный. Учет смыслового наполнения и функционального значения этих составляющих обеспечивает целостность и профессиональную направленность процесса подготовки студентов. В работе раскрыта роль художественно-педагогической интерпретации произведений искусства в формировании художественно-образного мышления будущего учителя музыки, обоснованно, что в педагогической деятельности художественная интерпретация приобретает новые характерные особенности, предопределенные потребностями и условиями обучения и воспитания студентов.
На основе анализа философской, психолого-педагогической и музыковедческой литературы выведено понятие „вербальная художественно-педагогическая интерпретация” как результат эмоционально-интеллектуального познания произведения искусства и вербализации смысла художественного образа с морально-этическим уклоном в условиях педагогической деятельности.
Научно-экспериментальное исследование помогло определить и аргументировать критерии, соответствующие компонентной структуре художественно-образного мышления. Потребностно-мотивационный критерий предполагает выявление художественных интересов, понимания произведения искусства, углубление в его суть, осознание его ценности. Эмоционально-рефлексивный критерий показывает степень эмоциональности восприятия художественных произведений. Когнитивно-аксиологический критерий определяет меру развитости художественно-познавательных способностей студента и художественной эрудиции. Интерпретационно-деятельный критерий предполагает выявление способности студентов к творческому самовыражению и вербальной интерпретационной деятельности. Перечисленные критерии позволили диагностировать состояние художественно-образного мышления студентов по низкому, достаточному и высокому уровням Б .
Неудовлетворительное состояние сформированности художественно-образного мышления обусловило практическую потребность в разработке и экспериментальной проверке организационно-методической системы формирования художественно образного мышления будущего учителя музыки в процессе интерпретации произведений искусства. Данная система состоит из органически взаимосвязанных составляющих: цели, объективных и субъективных факторов влияния на личность, направлений формирования художественно-образного мышления, педагогических принципов педагогических условий преподавания дисциплин, заданий, способов, технологий, форм и методов работы.
В работе показано, что результативность формирования художественно-образного мышления будущих учителей музыки зависит от конкретных факторов, а именно: смысловой направленности интерпретационной деятельности студентов, ориентации на гуманистическую парадигму художественной культуры, использования комплекса методов систематизации и обобщения полихудожественных знаний. Среди них: стимулирование интереса; получение художественно-педагогической информации; контроля и самоконтроля; развития творческой самостоятельности. Подчеркнуто, что вербальное интерпретирование художественных ценностей, которое характеризуется переводом содержания художественных явлений с художественного языка на вербальный, является важным инструментом педагогического влияния на художественное сознание студентов. Выделены направления, по которым может осуществляться вербальная художественно-педагогическая интерпретация.
Статистическая обработка полученных результатов позволяет считать, что разработанные теоретические положения являются правомерными и необходимыми в практической деятельности учителя музыки.
The dissertation is devoted to theoretical-experimental research on the issue of artistic-imaginative thinking formation of prospective music teachers. The phenomenon of artistic-imaginative thinking is considered; main points and the structure of artistic-imaginative thinking of a prospective music teacher are determined and proved.
The developed methodology of diagnostics made possible to determine criteria and level indices of artistic- imaginative thinking formation of a prospective music teacher. The dissertation contains for the first time created, theoretically grounded and experimentally checked organizational-methodic system of artistic- imaginative thinking formation of prospective music teachers. In the work it is proven that the effectiveness of artistic-imaginative thinking formation of prospective music teachers depends on specific factors, among which are the following: content orientation of students’ interpretative activity, orientation to humanistic paradigm of artistic culture, the use of method systematization complex and generalization of poly-artistic knowledge. It is emphasized that verbal interpretation of artistic values, characterized by translation of artistic phenomena’s content from artistic language into the verbal one, is an important instrument of pedagogical influence on artistic awareness of students. Directions, according to which realization of verbal artistic-pedagogical interpretation is possible, are distinguished.