У дисертаційному дослідженні здійснено теоретичний аналіз понять: культура, культура мислення особистості, інтелектуальна культура особистості, інтелектуальний розвиток, готовність вчителя до здійснення педагогічної діяльності, педагогічна технологія; уточнено зміст понять: інтерактивний метод навчання, завдання комбінованого характеру, завдання з логічним навантаженням; запропоновані авторські тлумачення понять: культура мислення молодшого школяра, інтелектуальна культура вчителя, розроблено їх зміст та структуру як інтегративних особистісних утворень, в яких представлені взаємопов’язані між собою мотиваційна, пізнавальна та соціальна сфери; окреслено критерії та рівні сформованості культури мислення молодшого школяра, готовності майбутнього вчителя до формування культури мислення молодшого школяра.
Розроблено, науково обґрунтовано та експериментально перевірено систему підготовки майбутнього вчителя до формування культури мислення молодших школярів як складову їхньої професійної підготовки. Розкрито організаційно-методичне забезпечення процесу підготовки майбутнього вчителя до формування культури мислення молодшого школяра, а саме: мотиваційну, когнітивну та операційну складові зазначеної підготовки, до кожної складової – завдання, психолого-педагогічні та організаційно-методичні умови їх реалізації.
В диссертационном исследовании осуществлен теоретический анализ понятий: культура, культура мышления личности, интеллектуальная культура личности, интеллектуальное развитие, готовность учителя к осуществлению педагогической деятельности, педагогическая технология; уточнен смысл понятий: интерактивный метод обучения, задачи комбинированного характера, задания с логической нагрузкой; предложено авторское толкование понятий: культура мышления младшего школьника, интеллектуальная культура учителя, разработано их содержание и структура как интегративных личностных образований, в которых представлены взаимосвязанные между собой мотивационная, познавательная и социальная сферы; обозначены критерии и уровни сформированности культуры мышления младшего школьника, готовности будущего учителя к формированию культуры мышления младшего школьника.
Разработана научно обоснованная и экспериментально проверенная система подготовки будущего учителя к формированию культуры мышления младших школьников как составляющей их профессиональной подготовки. Раскрыты условия реализации системы подготовки будущего учителя к формированию культуры мышления младшего школьника в учебный процесс вузов, а именно: обеспечение непрерывности подготовки, соблюдение целостности, единства структурных компонентов, создание на занятиях ситуаций размышления и успеха, интеграция психолого-педагогических и методических знаний; внедрение теории и технологии формирования культуры мышления младшего школьника в процесс подготовки будущего учителя. Разработана модель системы подготовки будущего учителя к формированию культуры мышления младшего школьника, в которой отражена профессиональная подготовка будущего учителя начальной школы на протяжении обучения в вузе: с первого по четвертый курс включительно. Описан процесс внедрения указанной системы в учебный процесс вузов на основе контекстного, системного, культурологического, личностно-ориентированного, рефлексивно-деятельного и аксиологического научных подходов.
Раскрыто теорию и технологию формирования культуры мышления младшего школьника в содержании профессиональной подготовки. Изложено содержание авторских методик: методики обучения логике в 2-4-х классах общеобразовательных учебных заведений, методики работы над заданиями с логической нагрузкой на уроках математики, над задачами комбинированного характера на уроках математики и украинского языка.
Раскрыто организационно-методическое обеспечение процесса подготовки будущего учителя к формированию культуры мышления младшего школьника, а именно: мотивационная, когнитивная и операционная составляющие указанной подготовки, к каждой составляющей – задачи, психолого-педагогические и организационно-методические условия их реализации.
Описан процесс овладения теорией и технологией формирования культуры мышления младшего школьника в пределах формирующего этапа исследования. В экспериментальных группах овладение теорией и технологией формирования культуры мышления младшего школьника осуществлялось в процессе изучения психолого-педагогических и профессиональных дисциплин, а в Национальном педагогическом университете имени М. Драгоманова и в Киевском городском педагогическом университете имени Б. Гринченко – еще и в процессе изучения спецкурса « Теория и технология формирования культуры мышления младшего школьника». Доказано, что значительный потенциал в процессе профессиональной подготовки к формированию культуры мышления младшего школьника имел, введенный в учебный план подготовки студентов, спецкурс «Теория и технология формирования культуры мышления младшего школьника», который был прочитан в VIII семестре учебного года (IV курс). Ведущей целью спецкурса в экспериментальных группах была междисциплинарная интеграция психолого-педагогических и методических знаний по формированию культуры мышления младшего школьника. В результате среди студентов экспериментальных групп и контрольных групп наибольшее количество баллов (42) набрали лишь студенты Национального педагогического университета имени М. Драгоманова и Киевского городского педагогического университета имени Б. Гринченко. В контрольных группах было прочитано только указанный спецкурс.
Охарактеризован процесс проверки эффективности профессиональной подготовки будущего учителя к формированию культуры мышления младшего школьника, измерители и показатели ее результативности. Представлены рекомендации для педагогических работников системы высшего и последипломного педагогического образования по внедрению в процесс профессиональной подготовки теории и технологии формирования культуры мышления младшего школьника.
In scientific research is carried out theoretical analysis of concepts: culture, culture of individual thinking, intellectual culture of personality, intellectual development, teacher readiness to implement educational activities, educational technology, clarified the content of concepts: an interactive teaching method, combined nature of the task, the task of logical stress, suggested author interpretation of concepts: the culture of thinking of young schoolchildren, intellectual culture of the teacher, developed the content and structure as an integrative personality formation, which presents interrelated motivational, cognitive and social sphere, outlined the criteria and level formation of cultural thinking younger ones, the future of teacher preparedness to a culture of thinking of young schoolchildren.
Developed, scientifically proven and experimentally verified system of training future teachers to create a culture of thinking of young schoolchildren as part of their training. Explores the organizational and methodological support for the preparation of future teachers to create a culture of thinking younger ones, namely: motivational, cognitive and operational components of this training, each component - task, psychological, educational, organizational and methodological conditions for their implementation.