У дисертації, присвяченій вивченню ґенези сексуальних уявлень особистості в період дорослішання здійснено, теоретичний аналіз наукових підходів вивчення зазначеного феномену в зарубіжній та вітчизняній психології; визначені зміст, сутність та структура сексуальної самосвідомості особистості підліткового та юнацького віку.
Експериментально досліджено складові сексуальної самосвідомості, вікову динаміку та гендрені відмінності цього особистісного утворення у підлітків та юнаків. Розроблено психологічну модель сексуальної самосвідомості як системи сексуальних уявлень особистості в період дорослішання; визначено критерії та рівні зазначеного феномену.
У процесі експериментальної роботи доведена доцільність та ефективність впровадження розвивальної програми та тренінгу оптимізації розвитку сексуальної самосвідомості. Розроблено практичні рекомендації щодо розвитку сексуальної самосвідомості особистості підліткового та юнацького віку
В диссертации, посвященной изучению генезиса системы сексуальных представлений личности как интегративного образования личности в период взросления, представлено теоретический анализ научных подходов исследуемого феномена в зарубежной и отечественной психологии, раскрыты особенности психосексуального развития в этот возрастной период, определены содержание, сущность понятия и структура сексуального самосознания личности подросткового и юношеского возраста.
В работе обоснованы критерии (полнота сексуальных представлений, идентифицированость поло-ролевой позиции, ценностное отношение к себе как сексуального объекта, активность в сексуальных представлениях о себе) и уровни (высокий, средний, низкий) развития сексуального самосознания личности подросткового и юношеского возраста. Синтезированы конструкты когнитивной (представления о сексуальной привлекательности Я, поло-ролевая идентификация, сексуально-рефлексивные ожидания), эмоционально-оценочной (самооценка собственной сексуальности, принятие собственной сексуальной привлекательности, самоуважение личности как объекта сексуальности) конативной (сексуальные фантазии, сексуальные прелюдии, готовность, к собственно сексуальной активности) составляющих указанного феномена.
Экспериментально исследовано уровень развития составляющих сексуального самосознания, возрастную динамику и гендреные отличия этого личностного образования у подростков и юношей. Доказано, что несмотря на растущую сексуальную активность современных молодых людей, сексуальное самосознание у них характеризируется не значительной динамикой развития. У большинства подростков и юношей уровень развития этого образования является недостаточно высоким для обеспечения стабильности и безболезненности сексуальной социализации личности.
Разработана психологическая модель сексуального самосознания как системы сексуальных представлений личности в период взросления.
В процессе экспериментальной работы доказана целесообразность и эффективность внедрения развивающей программы с использованием таких видов работы: беседы, интерактивные игры с родителями, деловые игры, мини-лекции и групповые дискуссии с учителями, индивидуальные консультации, тренинг и психологический анализ фильмов с подростками и юношами, супервизии и обучающие беседы с психологами школы, которые были направлены на оптимизацию развития сексуального самосознания. По результатам использования обозначенных методов, техник, приемов, психологам были предложены рекомендации для консультирования по вопросам развития сексуального самосознания личности в период взросления.
In the dissertation which is described sexual conceives geneses in the period of moving into adulthood there is a theoretical analysis of science approaches for studying the mentioned phenomenon through foreign and native psychology; determined the content; the essence and the structure of sexual self-consciousness of teenagers and juveniles.
It has been investigated experimentally sexual self-consciousness components, age variability and gender differences of this personal improvement of teenagers and juveniles. It has been worked up a psychological model of self-consciousness as a system of sexual conceives in the period of moving into adulthood; it has been determined criteria and levels of such phenomenon.
During the experimental work it has been proved practicability and efficiency of developing program establishment and training of proving development of sexual self-consciousness.