Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.02 – теорія та методика навчання (географія). – Національний педагогічний університет імені М.П.Драгоманова, Київ, 2010.
У дисертації розкрито проблеми формування екологічних знань та вмінь сільських школярів у процесі вивчення фізичної географії на основі розробки дидактичної моделі вирішення цих проблем.
Досліджені і виявлені найбільш ефективні методи екологічного навчання і виховання школярів на уроках географії. Проведені експериментальні дослідження на предмет виявлення рівня екологічної культури учнів, мотивів, що спонукають їх до охорони природного середовища, рівня засвоєння учнями екологічних знань на уроках та в позаурочний і в позашкільний час, особливостей екологічного навчання та виховання, притаманних сільській школі.
На основі результатів досліджень запропоновані рекомендації та методичні розробки щодо покращення екологічного навчання і виховання школярів у процесі вивчення географії. Розроблено й обгрунтовано систему заходів щодо удосконалення змісту шкільних курсів географії на основі моделі досліджуваної проблеми. Виявлено і запропоновано шляхи підвищення ефективності уроків фізичної географії шляхом використання найбільш ефективних методів навчання в поєднанні з екологізованими програмами та екологізацією всього процесу навчання в школах.
Експериментально підтверджено позитивний вплив розробленої методичної системи на формування екологічних знань учнів сільських шкіл.
В дисертации разработана научно обоснованная и экспериментально проверенная модель формирования экологических знаний и умений учеников сельской школы в процессе изучения физической географии.
На основе анализа теоретических исследований, психологических и педагогических подходов к экологическому образованию определены цели экологического обучения в процессе преподавания физической географии, подчеркнуто роль школьной географии в формировании экологических знаний и умений школьников.
Исследование особенностей педагогических условий обучения и воспитания учащихся сельской школы дало возможность сформулировать их влияние на формирование экологических знаний и умений школьников. Данное влияние заключается в осознании учителями важности экологического образования, наличии специально подготовленого экологического научно-методического материала, эффективном использовании наиболее рациональных методов обучения, базисном владении учителями знаниями по экологии и географии, проведении планомерного и целеустремленного экологического обучения.
На основе собственного опыта, наблюдений и анализа теоретических источников по теме исследования, выявлены существующие отличия между сельскими и городскими школьниками в особенностях формирования экологических знаний.
Проведен анализ состояния сформированности экологических знаний и умений школьников. Исследованы и выявлены наиболее эффективные методы экологического образования и воспитания школьников на уроках географии. Проведены экспериментальные исследования учащихся на предмет выявления уровня их экологической культуры, мотивов, которые способствуют охране природной среды, уровня усвоения экологических знаний на уроках географии, во внеурочное и внекласное время. В некоторых случаях установлено недостаточный уровень сформированных в учащихся мотивов, представлений, знаний об экологических проблемах. Обосновано необходимость продолжения их формирования в общеобразовательных школах на уроках физической географии.
Определены основные направления повышения уровня экологических знаний и умений школьников: экологизация школьного курса географии; усовершенствование экологического обучения непосредственно на уроках физической географии; экологизация образовательной системы, которая предусматривает использование межпредметных связей, внеурочной и внешкольной работы при формировании экологических знаний и умений учеников.
На основе даной концепции разработана модель формирования экологических знаний и умений учеников в процессе изучения физической географии. К основным компонентам модели относятся целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный.
Для усиления экологизации школьного курса физической географии разработан и обоснован проект программ по географии, который выступает содержательным компонентом разработанной модели. Данный проект программ по географии представляет собой сочетание экологической парадигмы и сформированного в Украине варианта программ по географии.
Процессуальный компонент разработанной модели базируется на определении и использовании на уроках физической географии наиболее оптимальных форм и методов обучения с целью формирования устойчивых экологических знаний и умений учеников. Данные формы и методы обучения должны органически дополняться использованием межпредметных связей и привлечением учеников к участию во внеурочной и внешкольной работе. Результаты исследований способствовали разработке методичеcких рекомендаций по улучшению экологического образования и воспитания школьников в процессе изучения географии.
В процессе исследования выявлены направления экологизации школьной географии и предложена система мероприятий по совершенствованию школьного курса географии; выявлены и предложены пути повышения эффективности уроков географии на основе использования наиболее эффективных методов обучения, выявлены и обоснованы направления повышения уровня эффективности экологизации образования и формирования системы экологического образования и воспитания в общеобразовательных школах.
Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об изменении в уровне и качестве экологических знаний учеников экспериментальной группы. В результате использования в практической деятельности предложенных форм и методов обучения, изменились мотивы необходимости охраны природы, произошли качественные изменения в представлениях учеников об экологических проблемах, повысился уровень экологических знаний учеников.
Практическое использование результатов исследования учителями сельских общеобразовательных школ способствовало формированию достаточных экологических знаний и умений школьников и лучшему осознанию ими важности решения экологических проблем, повышения их экологического сознания и культуры.
The research is dedicated for studing of ecological knowledge and skills of rural schoolers forming on the geography stading process. The main ways of research are choosen on the work, the tasks of ecological education and the role of geography as the science and scool subject on the ecological knowledge and skills forming are theoretically proved. The most effective methods of scoolers’ ecologecal education on the geography lessons are discovered in the research. The experimental researches of the pupils for discovering their ecological culture level, motives in favour of environment protection, the level of learning ecological knowledge on the geography lessons on the extracuricular hours, the features of rural school are realised.
The research results promoted developing of the recommendations and the methodical elaboration for improvement pupils’ ecological education at the time their geography studing. The ways of scool geography ecologization are found on the researcing process and the system of measures to improving scool geography; the ways of efficiency increasing geographe lessons on the base of apply the most efficient study methods; the eficiency of education ecologization increasing directions and ecological education system forming in the general education scools are foud.