Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.05 – соціальна педагогіка. – Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. − Київ, 2010.
У дисертації розроблено та теоретично обґрунтовано модель позанавчальної діяльності з розвитку творчої обдарованості студентської молоді в мистецькій студії; соціально-педагогічні умови розвитку творчої обдарованості студентської молоді у вищому навчальному закладі.
Удосконалено зміст та форми позанавчальної діяльності з розвитку творчої обдарованості студентської молоді у вищому навчальному закладі засобами студійної діяльності.
Впроваджено методику педагогічного оцінювання рівня сформованості показників творчої обдарованості студентської молоді; навчально-методичний комплекс для забезпечення розвитку творчої обдарованості студентської молоді у позанавчальній діяльності вищого навчального закладу.
В диссертации осуществлен научно-теоретический анализ проблемы развития творческой одаренности студенческой молодежи; разработаны и теоретически обоснованы модель внеучебной деятельности по развитию творческой одаренности студенческой молодежи; социально-педагогические условия развития творческой одаренности студенческой молодежи в высшем учебном заведении; критерии (мировоззренческий, интеллектуально-творческий, мотивационный, эмоционально-волевой, практико-процессуальный), показатели (развитое мировоззрение, ориентация на положительные морально-эстетические, духовные ценности, достаточный уровень знаний и их разносторонность, художественно-творческое мышление, наблюдательность, творческая фантазия, интуиция, оригинальность, ассоциативность, потребность в самореализации, эмоциональность, настойчивость, инициативность, способность к планированию и самоорганизации работы, навыки анализа и самоанализа и др.) и уровни развития творческой одаренности студенческой молодежи (высокий, средний, низкий).
Осуществлен анализ влияния социальной среды на развитие творческой одаренности студенческой молодежи в условиях внеучебной деятельности в высшем учебном заведении.
Усовершенствовано содержание и формы внеучебной деятельности по развитию творческой одаренности студенческой молодежи в высшем учебном заведении; технологии развития творческой одаренности студенческой молодежи средствами студийной деятельности (на примере художественной студии).
Осуществлены разработка и внедрение модели внеучебной деятельности по развитию творческой одаренности студенческой молодежи в художественной студии, дальнейшая экспериментальная проверка эффективности ее деятельности. В модели определены: цель, задания, направления деятельности, организационные формы работы. Детализованы формы реализации таких направлений работы студии, как: координационное, социологическое, информационно-пропагандистское, учебно-воспитательное, материально-организационное, социально-педагогическое.
Дальнейшее развитие получили содержание и организационные формы деятельности художественной студии как социальной среды, способствующей развитию творческой одаренности студентов.
Осуществлена классификация (формы работы репродуктивного характера, синтетические и креативные формы работы) и разработан перечень форм работы художественных студий; предложены рекомендации по проведению отдельных организационных форм социально-педагогической работы.
В практику внеучебной деятельности высшего учебного заведения внедрено методику педагогической оценки уровня развития показателей творческой одаренности студенческой молодежи (независимая экспертная оценка в сочетании с самодиагностикой студентами уровня проявления показателей творческой одаренности).
Определены и сформулированы социально-педагогические условия развития творческой одаренности студенческой молодежи во внеучебной деятельности высшего учебного заведения: организация социально-воспитательной деятельности студентов на различных уровнях социальной среды; трансформация творческих достижений студенческой молодежи в процесс социально-педагогической работы в территориальной и студенческой общинах (создание волонтерской группы, социальная помощь пожилым деятелям культуры, просветительская работа в общеобразовательных школах, приютах, реабилитационных центрах); поддержка творческих инициатив студенческой молодежи в условиях высшего учебного заведения (вовлечение студентов в разные формы молодежных инициатив).
Разработан и апробирован учебно-методический комплекс для обеспечения развития творческой одаренности студенческой молодежи во внеучебной деятельности высшего учебного заведения. В состав комплекса вошли: методические рекомендации по проведению факультативного курса “Развитие творчески одаренной личности”; ориентировочный перечень, тематика и методические рекомендации по проведению организационных форм социально-педагогической работы художественной студии в условиях высшего учебного заведения.
The model of the extra-curricula activity with the constructively gifted student youth in the art studio; social and pedagogical conditions of developing the student youth creative gifts in the higher educational establishment have been worked out in the dissertation.
The context and forms of the extra-curricula activity with the constructively gifted youth by means of the studio activity in the higher educational establishment have been improved.
The methodology of pedagogical assessment of the indices formation level of student youth constructive gift, the educational and methodical complex for providing the development of student youth constructive gift in the extra-curricula activity of the higher educational establishment have been put.