Дисертаційну роботу присвячено дослідженню проблеми формування культури здоров’я в старшокласників загальноосвітньої школи промислового міста.
Висвітлено сутність і взаємозв’язок базових понять дослідження; здійснено історико-теоретичний та практичний аналіз розвитку поглядів на формування, збереження, зміцнення здоров’я людини, розкрито узагальнені аспекти щодо питань формування культури здоров’я учнів. У дисертації обґрунтовано та експериментально перевірено ефективність педагогічної системи, педагогічних умов та технологічного забезпечення формування культури здоров’я старшокласників. Автором визначено сутність, критерії й показники культури здоров’я, виявлено рівень її сформованості у старшокласників та етапи формування. Основні результати дослідження впроваджено в навчально-виховний процес загальноосвітньої школи промислового міста.
Диссертационное исследование посвящено проблеме повышения эффективности формирования культуры здоровья старшеклассников общеобразовательной школы промышленного города. В диссертации представлен анализ историко-теоретической литературы и практики, касающейся проблемы здоровья подрастающего поколения. В результате изучения дефиниций ,,здоровье”, ,,оздоровительные технологии”, ,,культура здоровья старшекласников” уточнены и даны их авторские определения.
Придерживаясь аксиологического подхода, автором рассмотрено здоровье как наиболее важная ценность человека и украинской нации. Установлено, что формирование здоровья школьников осуществляется при взаимодействии внешних факторов (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность). Подчеркивается, что показатели здоровья зависят от отношения индивида к жизни, от выбранного приоритета (преобладания биологического или духовного).
Культура здоровья старшеклассников – интегративное личностное образование, которое проявляется в ценностном отношении к собственному здоровью и здоровью других людей, в направленности на сохранение и изменение всех аспектов здоровья, в здоровьетворческом поведении и бережливом отношении к окружающей среде.
Раскрыта структура культуры здоровья старшеклассников (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-поведенческий компоненты), критерии и соответствующие показатели (валеологическая образованность – наличие знаний, умений по формированию, сохранению и улучшению здоровья в условиях промышленного города; валеологическая сознательность – отношение к здоровью как ценности, направленность на здоровый образ жизни; валеологическое поведение – ведение здорового образа жизни, упешное участие в оздоровительных и экологических мероприятиях). Исходя из определившихся компонентов, предложены уровни формирования культуры здоровья: высокий, средний, низкий.
Обоснованы педагогические условия формирования культуры здоровья у старшеклассников общеобразовательной школы: рассмотрение культуры здоровья старшеклассников всеми субъектами педагогического процесса как приоритетной цели; создание позитивной мотивации школьников к здоровью, здоровому способу жизни; использование активных, интерактивных форм и методов.
Выделены особенности формирования культуры здоровья старшеклассников в условиях промышленного города: приобщение школьников к научно-исследовательской, поисковой деятельности; использование индивидуальных оздоровительных технологий, туристическая направленность, театральная деятельность.
Предложена педагогическая система, обеспечивающая эффективность формирования культуры здоровья у старшеклассников общеобразовательной школы.
Разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс школы методические рекомендации, использованы интерактивные формы, методы, индивидуальные оздоровительные технологии. Наиболее эффективными формами организации учебно-воспитательной работы выявлены: факультативы, курсы, занятия кружков туристско-краеведческой направленности, классные часы, исследовательская работа с одаренными школьниками, конференции, практическая деятельность.
Результаты формирующего эксперимента подтвердили целесообразность форм, средств и методов, которые были использованы.
The thesis is devoted to the problem of the health culture of the high-school pupils in an seniors in industrial city.
The essence of the basic concepts of this research and their relationships, are reviewed in the thesis. The historical theoretical and practical analysis of points of view on creating and strengthening of human health is also made. Current level of the formed health culture of the high-school pupils is examined in this work. The effectiveness of the educational system and pedagogical conditions in the process of creating of the health culture of high-school pupils is proved and experimentally examined in the thesis. The author defines the essence, criteria and indicators, stages of creating of the health culture of high-school pupils. The main results of the research are introduced in the educational process of the secondary school in an industrial city.