Дисертацію присвячено проблемі формування творчого мислення учнів початкової школи в процесі мистецької діяльності. Здійснено історико-теоретичний аналіз наукової літератури з досліджуваної проблеми, розкрито сутність, зміст та структуру творчого мислення молодших школярів, виявлено методичні засади його формування, які стосувалися визначення психолого-педагогічних умов, методів та принципів роботи.
Науково обґрунтовано критерії та визначено рівні сформованості творчого мислення учнів початкової школи в процесі мистецької діяльності з позиції структурних компонентів означеного феномену. Розроблено структурно-функціональну модель формування творчого мислення школярів, яку було впроваджено у навчально-виховний процес загальноосвітніх шкіл в процесі навчання мистецтву.
Диссертация посвящена проблеме формирования творческого мышления учащихся начальной школы в процессе художественной деятельности. Актуальность проблемы обусловлена новыми ценностными ориентациями в современном образовании - её гуманистической направленностью и личностно-ориентированным подходом к обучению детей. В работе осуществлен историко-теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, охарактеризована сущность понятия «творческое мышление», раскрыты его основные компоненты.
В исследовании проанализированы особенности творческого мышления учащихся начальной школы. Отмечено, что характерным признаком творческой деятельности детей является субъективная новизна продукта. Творческое мышление – это высшая форма продуктивного мышления личности, которая выражается в способности к нетрадиционному, оригинальному решению новых проблемных задач на основе интуиции и продуктивно-творческого воображения, а также сопровождается интеллектуальной и поисково-преобразовательной активностью. В диссертационной работе отмечается, что творческая деятельность связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества. Анализ особенностей творческого мышления учащихся начальной школы обусловил выделение основных его структурных компонентов: эмоционально-мотивационного, интеллектуального и креативно-коммуникативного, которые отражают основные составляющие вышеупомянутого процесса.
В диссертации обосновано и доказано, что именно художественная деятельность эффективно влияет на развитие креативных качеств личности, поскольку является творческим процессом, который требует от учащегося рождения собственных личностно-значимых мыслей, творческого самовыражения. Благодаря созданию комплекса средств выразительности художественная деятельность дает детям свободу фантазии, активизирует проявления интуиции, поисковой инициативы, творческого мышления.
Для изучения состояния сформированности творческого мышления школьников в процессе художественной деятельности была разработана система критериев и показателей. Эмоционально-мотивационный критерий характеризует степень сформированности интереса младших школьников к творческой деятельности в искусстве, наличие творческих мотивов её выполнения. Интеллектуальный критерий выражает меру овладения учащимися операциями и приемами мыслительной деятельности, самостоятельность и инициативность в процессе выполнения творческих заданий. Креативно-коммуникативный критерий определяет меру способности школьников к творческому решению задач, оригинальность и экспрессивность лексикона в процессе оценивания творческих результатов.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили выявить недостаточный уровень сформированности творческого мышления учащихся начальной школы, а также причины, обуславливающие его: недостаток целостного понимания педагогами стратегии развития творческого мышления школьников, ограниченность методов и приемов, используемых в своей работе, недостаточный интерес родителей к обучению и развитию своих детей, отсутствие у учащихся стойкой положительной мотивации творческой деятельности.
В связи с этим в диссертации представлены методические основы формирования указанного феномена, а именно: психолого-педагогические условия: обеспечение психолого-педагогической поддержки школьников в интеллектуально-творческой деятельности; педагогическое стимулирование творческой активности учащихся при помощи взаимосвязи традиционных и интерактивных методов и приемов обучения; формирование положительной мотивации учащихся к творческой деятельности; использование педагогических возможностей интеграции искусств в учебно-воспитательном процессе; методы и приемы, которые объединили две группы традиционных и интерактивных их видов, а также опора на следующие принципы: партисипативности, индивидуализации и дифференциации, свободы выбора, обеспечения психологической безопасности, педагогической поддержки, открытости заданий, актуализации витагенного опыта, образовательной рефлексии, учет сензитивности и субъектности.
Объединив вышеуказанные научные положения, была выстроена структурно-функциональная модель формирования творческого мышления учащихся начальной школы в процессе художественной деятельности. Разработанная модель была экспериментально проверена поэтапно в процессе обучения искусству в общеобразовательных учреждениях образования I-III степени. Каждый из этапов (познавательно-стимулирующий, информационно-накопительный, самостоятельно-творческий) имел свою цель, задачи и предусматривал использование определенных форм и методов работы.
В исследовании экспериментально доказано, что для формирования творческого мышления учащихся начальной школы необходимы: сочетание традиционных и интерактивных методов обучения, личностно-ориентированная направленность учебного процесса, а также психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе творческой деятельности. Проверка результативности проведённой экспериментальной работы происходила на основе сравнительного анализа уровней сформированности исследуемого явления в контрольных и экспериментальных группах и подтвердила эффективность предложенной методики.
Dissertation is devoted the problem of forming of creative thought studying primary school in the process of artistic activity. Historical and theoretical analysis of scientific literature on the problem carried out on explored issue, content, structure and dynamics of functioning of creative thought, is exposed, found out the psychological and pedagogical conditions of the noted process.
Criteria and levels of formed of creative thought of students primary school from position of structural components of marked to the phenomenon. It is developed and inculcated in an educational-educate process method of forming of creative thought of students of primary school.