У дисертації запропоновано сучасну концепцію самостійної навчальної діяльності студентів у процесі вивчення курсу загальної фізики в університетах. Розроблена навчально-методична система організації самостійної діяльності студентів, яка відповідає рівню розвитку сучасних технологій навчання, в тому числі інформаційно-комунікаційних, і спрямована на самореалізацію студентів у процесі особистісно орієнтованого навчання.
Структура цієї системи відображає сучасні цілі і завдання, зміст, організаційні форми, методи і засоби навчання, орієнтовані на самостійне вивчання загальної фізики та застосування інноваційних технологій навчання.
Експериментально доведена ефективність теоретичних і методичних засад та розробленої навчально-методичної системи організації самостійної діяльності студентів навчання загальної фізики для формування фізичних знань, набуття переконань і компетенції; надання навчально-пізнавальній діяльності творчого спрямування в індивідуальному режимі; зростання питомої ваги методичного та консультативного видів діяльності викладача.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме развития методики обучения курса общей физики, при которой студент не только усваивает готовые знания, но и обучается способам поиска информации и обработки ее с целью получения новых знаний, новой информации.
В диссертации предложена современная концепция самостоятельной учебной деятельности студентов в процессе изучения курса общей физики в университетах. Разработана учебно-методическая система организации самостоятельной деятельности студентов, которая соответствует тенденциям развития современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и направлена на самореализацию студентов в процессе личностно ориентированного обучения.
Структура данной системы отражает современные цели и задания, содержание, организационные формы, методи и способы обучения, ориентированные на самостоятельное изучение по курса общей физики с использованием инновационных технологий обучения. Самостоятельная работа рассматривается как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания и самодисциплины.
Рассмотрены функции студента и преподавателя при организации самостоятельной учебной работы, которые находятся в тесной взаимосвязи. В организации самостоятельной работы преподаватель руководствуется, как общими дидактическими принципами, так и частными, в соответствии с этим вытекают и функции студентов. Выполняя эти функции, студент обеспечивает себе целенаправленную активную познавательную деятельность, в которой ведущую роль осуществляют мыслительные аналитико-синтетические процессы, что является главной особенностью эффективного учения. Преподаватель, таким образом, наблюдает и анализирует их самостоятельную работу студентов.
Организация самостоятельной деятельности студентов это планирование самостоятельной работы, ее непрерывность, упорядоченность и последовательность в обучении. Для этого были определены основные дидактические условия развития умений в процессе самостоятельной работы студентов: 1) наличие инструкций или программ выполнения заданий; 2) определены основные этапы выполнений заданий; 3) разделение этапов или всего задания; 4) систематический контроль и проверка преподавателем выполненного задания, оказание своевременной помощи в виде пояснения метода или способа выполнения действий.
Для обеспечения самостоятельной работы студентов, изучающих курс общей физики, были созданы необходимые и достаточные условия учения, гарантирующие удовлетворение потребности студентов в информационных источниках и рекомендациях, которые формируют оптимальные условия для активной познавательной учебной деятельности студента.
Определены общие требования к информационно-методическому обеспечению: 1. Обеспечение источниками информации, с помощью которых можно расширить объем знаний, при чем не только на базе текстовых или графических материалов, компьютера, но и с указанием на другую литературу и методы получения этой информации (эксперимент, наблюдение,...) и сформулировать необходимые умения по дисциплине при проверке, оценке и коррекции хода обучения. 2. Развитие эмоционально-мотивационной сферы восприятия информационно-методических материалов - формирование интереса и положительного отношения к изучаемой дисциплине, побуждение студента к активной познавательной учебной деятельности.
Для обеспечения самостоятельного изучения курса общей физики в университетах было создано пять компакт-дисков “Механика”, “Молекулярная физика”, “Электричество”, “Оптика”, “Атомная и ядерная физика”.
В содержание диска входят: программа курса общей физики; учебники (скан-копии); конспекты лекций; структурно - дидактические схемы; короткий перечень основных законов и формул; методические указания для решения задач, где предложены общие методы и способы их решения; примеры решения задач с объяснениями, задания для самостоятельной работы студентов, тесты, энциклопедия, справочный материал.
Данные компакт-диски выполняют все дидактические функции, присущие учебной литературе: 1. Создают мотивационную основу учения. 2. Обеспечивают информационную базу обучения. 3. Способствуют овладению новыми знаниями. 4. Формируют новые и закрепляют уже имеющиеся умения и навыки. 5. Ориентируют на проблемно-целостное восприятие содержание дисциплины. 6. Развивают навыки контроля, оценки и коррекции хода и результатов учения. 7. Способствуют пониманию содержания прочитанного текста: повторить на память важнейшие элементы; распознать признаки описываемых понятий; пояснить примерами главные положения; объяснить связи и зависимости между описанными предметами, явлениями, событиями, процессами. 8. Обеспечивают подготовку студентов к жизни в реальных условиях, к решению заданий, которые еще не сформулированы. 9. Формируют навыки научной работы, развивают самообразование.
Психолого-дидактические и организационно-методические подходы к созданию информационно-методических материалов на компакт-дисках позволяют привести в соответствие с принципом минимизации негативной афферентации реальный бюджет времени студента и его производительность по усвоению информации на уровне умения отстроченного воспроизведения.
Обоснованы и экспериментально проверены теоретико-методические основы разработанной учебно-методической системы организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения курса общей физики, педагогически целесообразного объединения традиционных и инновационных технологий обучения, с учетом принципов индивидуализации и дифференциации. Предложенная система способствует лучшему усвоению знаний, формированию убеждений и компетенций.
The modern concept of independent educational activity of students during general physics studying is outlined in the dissertation. The new system of independent educational activity of students, which corresponds with the latest pedagogical technologies, including information and communication ones, has been worked out.
The structure of the above mentioned system outlines contemporary goals and tasks, table of contents, organizational forms, educational methods and means, directed for independent studying of general physics course with the help of innovative technologies.
Theoretical and methodical basis of the newly created educational system for student’ independent work organizing in the process of general physics studying have been grounded and experimentally tested. Suggested system ensures better knowledge possession, persuasions and competences formation.