У дисертації обґрунтовано методичні основи формування пізнавальної самостійності учнів 7 – 9 класів у процесі навчання геометрії в умовах урахування освітнього стандарту з математики та інформатики. Розроблено методику використання педагогічних програмних засобів при здійсненні самоконтролю, створено систему лабораторно-практичних робіт з геометрії в 7 – 9 класах та методику їх проведення з використанням комп’ютера, дібрано задачі на доведення, показано педагогічну доцільність поєднання самостійних і колективних форм навчання на основі ІКТ.
У роботі наведено результати педагогічного експерименту, які підтверджують ефективність запропонованої методики формування пізнавальної самостійності учнів основної школи в процесі навчання геометрії з використанням інформаційних технологій навчання.
В диссертации представлена научно обоснованная методика формирования познавательной самостоятельности учащихся основной школы в процессе обучения геометрии с использованием современных информационно-коммуникационных технологий учебного назначения.
Познавательная самостоятельность рассматривается как сложное личностное качество школьника, которое характеризуется готовностью его к самостоятельным действиям без помощи учителя, к добыванию новых знаний, к решению практических задач с новыми условиями, к поиску рациональных решений, к творческому использованию ранее полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Одной из особенностей предложенной методики обучения геометрии в соответствии с принципами дифференциации обучения и комплексного использования информационно-коммуникационных технологий является акцентирование внимания на индивидуальных особенностях учеников, разных уровнях их подготовки по математике и информатике. Соответствующая организация учебного процесса, с одной стороны, обеспечивает повышение уровня подготовки учеников, а с другой – содействует развитию учеников, формированию у них таких важных личностных качеств, как активность, познавательная самостоятельность.
В диссертации обосновано, что компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения. Использование компьютера, учитывая возможности своевременного предоставления помощи, стимулирует активность ученика. Возможность программировать, давать индивидуальные рекомендации с помощью компьютера в сочетании с использованием динамических моделей способствует индивидуализации учебного процесса, при котором у школьников формируется стойкий интерес к учебной деятельности, формируется познавательная самостоятельность.
Установлено, что основными преимуществами использования ППС как средства создания учебных проблем на уроках геометрии является возможность представить модель участка плоскости, что характеризуется следующими свойствами: фигуры не закреплены на своих местах, их можно перемещать, преобразовывать, создавать копии объектов; удалять ненужные объекты; организовывать работу с подвижными демонстрационными моделями; работать с цветной палитрой (выделение фигуры или ее элементов, закрашивания замкнутых областей), что предоставляет дополнительную наглядность изображению.
В работе обоснована эффективность разработанной компьютерно-ориентированной методики формирования познавательной самостоятельности учащихся основной школы. Важными практическими результатами проведенного исследования являются разработанные лабораторно-практические работы, методические рекомендации относительно организации учебного процесса на уроках геометрии с использованием ППС “GRAN-2D” (методическое пособие для учителей “Использование ППС “GRAN-2D” на уроках геометрии”).
Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики формирования познавательной самостоятельности учащихся на основе внедрения ИКТО. Умелая организация учебного процесса с использованием ИКТО позволяет обеспечить более высокий уровень самостоятельности отыскания способов доказательств теорем, является важным средством повышения производительности умственного труда учащихся, облегчает усвоение математики учащимися с низким уровнем знаний без снижения требований к ним и упрощения учебного материала.
This dissertation focuses on the methodological principles of the formation of cognitive independence of 7 – 9 grades pupils in the process of teaching geometry within the educational standard in Mathematics and Computer Science. The argumentation is done on the basis of: using modern ICT in the process of seeking different ways of proving mathematical statements; combining independent and group forms of teaching; using pedagogical program means for selfcontrol; organizing the system of laboratory-and-practical tasks in Geometry for 7 – 9 grades pupils and methods of their conducting with the help of the computer.