Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора філософських наук зі
спеціальності09.00.10 – філософія освіти. Національний педагогічний
університет імені М.П. Драгоманова. – Київ, 2010.
У роботі здійснено теоретичне вирішення проблеми філософії
модернізації освіти в системі ринкових трансформацій. Висвітлюються
системні реформування вищої освіти, розкриваються теоретичні засади
розвитку вищої освіти України в ХХІ столітті, визначаються економічні
складові, напрямок та порядок проведення системних реформ, обґрунтовується
необхідність інтеграції вищої освіти України в європейський освітній простір.
У дисертації одержали подальший розвиток аналіз використання
народногосподарського потенціалу освіти, систематизація показників
економічної і соціально-економічної ефективності освіти, а також дослідження
тенденції потенціалу вищої освіти України. Встановлено, що якість є
невід’ємною складовою потенціалу вищої освіти, має міжнародне визнання і
закладається в основу визнаних стратегій розвитку вищої освіти не тільки як
філософська, а також як політична категорія. Підкреслено керівну роль держави
в забезпеченні якості вищої освіти. Зроблено висновок про те, що ринково-демократичні перетворення розгортають рамки свободи педагогічного
мислення і дії, що в свою чергу, посилює навантаження на педагога, піднімає
його відповідальність і в буквальному розумінні цього слова прирікає його на
творчість, вимагає вдосконалення педагогічної майстерності. Тому аналізується
необхідність і закономірність творчого зростання учителя, підвищення його
педагогічної майстерності.
Диссертация на соискание научной степени доктора философских наук из
специальности 09.00.10 – философия образования. Национальный
педагогический университет имени М.П. Драгоманова. – Киев, 2010.
В работе осуществлено теоретическое решение проблемы философии
модернизации образования в системе рыночных трансформаций. Освещаются
системные реформирования высшего образования, раскрываются
теоретические принципы развития высшего образования Украины в ХХІ веке,
определяются экономические составляющие, направление и порядок
проведения системных реформ, обосновывается необходимость интеграции
высшего образования Украины в европейское образовательное пространство.
В диссертации получили последующее развитие анализ использования
народнохозяйственного потенциала образования, систематизация показателей
экономической и социально-экономической эффективности образования, а
также исследование тенденции потенциала высшего образования Украины.
Установлено, что качество является неотъемлемой составляющей потенциала
высшего образования, имеет международное признание и закладывается в
основу признанных стратегий развития высшего образования не только как
философская, а также как политическая категория. Подчеркнуто руководящую
роль государства в обеспечении качества высшего образования.
В работе определенно, что«модернизация образования» является
закономерным процессом обновления национальной системы образования в
соответствии с достижениями в этой отрасли ведущими странами мира. В
смысловом понимании модернизация означает«обновление», «согласование, с
требованиями времени»; этот процесс должен разворачиваться на основе таких
принципов, как преемственность, системность, толерантность, сравнение с
зарубежным опытом и тому подобное. Автор обосновывает, что ведущую роль
в системе факторов модернизации образования играет такой процесс, как его
(образования) демократизация; в диссертации осуществляется анализ
объективных и субъективных факторов, которые предопределяют потребность
в демократизации образования (глобализация, рост гражданской активности
личности, расширения и углубления международных контактов и
договоренностей, прозрачность мировых процессов, и тому подобное);
определенно сущность демократизации образования в привлечении к решению
ее основных проблем.
Вместе с демократизацией в образовании разворачивается и такая
тенденция, как информатизация, ее появление, связана с современными
информационными технологиями, компьютерной техникой, электронными
средствами учебы, которые существенно расширяют познавательные
возможности человека. Дело в том, что информационные технологии стали
играть ключевую роль в процессах анализа существующих и получения и
нагромождения новых знаний, их интеграции и обобщения. На современном
этапе состояние информатизации общества характеризуется, прежде всего,
проникновением новейших информационных технологий в существующие
отрасли профессиональной деятельности человека. Именно поэтому этот
процесс нельзя представить без внедрения компьютерных технологий во все
звенья системы образования, ее заведения, учреждения и органы управления.
Информатизация образования, как неотъемлемая составляющая
информатизации общества должна обеспечить функционирование человека в
условиях существующего современного техноинформационного пространства
и, прежде всего, сориентировать развитие образования на внедрение в учебный
процесс информационно коммуникативных технологий, методов учебы и
воспитания.
Сделан анализ общей системы управления образованием и определение
специфики«управление качеством образования». Отмечено, что в мире
существуют разные мониторинговые системы и программы оценивания
общественного развития, к которым относят, в частности, и образовательные
показатели, входящие как составляющие интегрированной оценки
общественного развития государства, и поэтому не могут обособлено
характеризовать их образовательные системы. С этой целью осуществляют
отдельные международные исследования, которые направлены на выяснение
достигнутого той или другой страной уровня образования как относительного
ее рейтинга, а не сравнительной характеристики.
Сделан вывод о том, что рыночно демократические превращение
разворачивают рамки свободы педагогического мышления и действия, что в свою очередь, усиливает нагрузку на педагога, поднимает его ответственность
и в буквальном смысле этого слова обрекает его на творчество, требует
совершенствования педагогического мастерства. Поэтому анализируется
необходимость и закономерность творческого роста учителя, повышения его
педагогического мастерства.
Thesis on obtaining the Doctorate Degree in Philosophy, specialty 09.00.10 –
Philosophy of Education. National pedagogical Dragomanov university. – Kyiv,
2010.
Thesis presents theoretical resolution of the problem of philosophy of
educational modernization in the system ofmarket transformations. It highlights the
reforms process of Higher education, shows the theoretical basis of Higher education
development in Ukraine in the XXI-st century, determines economical components,
direction and order of implementation of the systemic reforms, and substantiates the
necessity of integration of the Higher education of Ukraine into the European space of education.
Thesis analyses the possibility of further application of the economic potential
of education, systematization of indexes of economic and social-economic
effectiveness of education, and also conduction of research dealing with the
tendencies of education development in Ukraine. It isproved that the quality is an
integral part of the Higher education potential that has been internationally
recognized and laid down into the basis of the most accepted strategies of Higher
education development not only as philosophical, but as political category. The
important role of the state in provisionof the quality of Higher education was
emphasized in the thesis. It is made a conclusion that market and democratic
transformations break the framework offreedom of pedagogical thinking and
activities that, in its turn, intensifies the workload of the teacher, strengthens hir/her
responsibility and requires improvement of the pedagogical proficiency. The author
emphasizes the necessity and appropriateness of growth of the teacher’s creativity
and pedagogical proficiency.